Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 970760-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления возможности предусмотреть в качестве составной части бюджетов всех видов муниципальных образований, в том числе муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
При этом порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет будет определяться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, в том числе муниципального округа, самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В действующей редакции части 1 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) данная возможность предусмотрена только в отношении сельских и городских поселений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 87-ФЗ) в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, с установлением до 1 января 2025 г. переходного периода по реализации положений данного закона.
Муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Законом N 131-ФЗ), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Со дня вступления в силу Закона N 87-ФЗ до 1 января 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона N 131-ФЗ.
Со дня вступления в силу Закона N 87-ФЗ до окончания переходного периода муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
Согласно статье 2 Закона N 131-ФЗ городской округ, например, также представляет собой один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Таким образом, вносимые законопроектом изменения являются необходимыми для всех видов муниципальных образований, включая муниципальный округ.
На 1 января 2020 г. по предварительным данным Минюста России в Российской Федерации насчитывается 146,2 тыс. ед. населенных пунктов, не являющихся муниципалитетами, в том числе в городских поселениях - 5,8 тыс. ед., в сельских поселениях - 118,2 тыс. ед. (итого 124 тыс. ед.).
В 124 тыс. ед. населенных пунктах согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 52 Закона N 131-ФЗ могут быть утверждены сметы доходов и расходов населенных пунктов.
Таким образом, согласно законопроекту дополнительно в 22,2 тыс. ед. населенных пунктах могут быть утверждены сметы доходов и расходов населенных пунктов.
Одновременно с законопроектом потребуется разработка следующих проектов федеральных законов:
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части включения в бюджетную систему бюджета муниципального округа;
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с образованием муниципальных округов" в части наделения органов местного самоуправления муниципального округа налоговыми полномочиями в отношении местных налогов (пункт 4 статьи 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (статьи 346.26, 346.28, 346.29, 346.31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
В статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации будут внесены изменения по уточнению понятия "сметы доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием", а в пункт 3 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации - изменения, предусматривающие, что органы местного самоуправления муниципальных образований (а не только городских и сельских поселений) наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории муниципального образования.
Также будут внесены изменения в часть шестую статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие в качестве составной части бюджетов муниципальных образований (не только городских и сельских поселений) сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно статье 2 законопроекта предлагаемый федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В отношении правового регулирования, предлагаемого законопроектом, не представляется возможным проведение анализа правоприменительной практики в связи с тем, что предлагаемые нормы являются новацией, связанной с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, а также не окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых в законопроекте решений не повлечет возникновения социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Предлагаемый федеральный закон не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, а также не окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривает возможность формирования в качестве составной части бюджетов всех видов муниципальных образований, в том числе муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу или приостановления федеральных законов, но потребует разработки следующих проектов федеральных законов:
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: внесение корреспондирующих изменений в законодательный акт Российской Федерации, регулирующий бюджетные отношения.
Цель: введение в бюджетную систему Российской Федерации бюджета муниципального округа и установление в качестве составной части бюджетов муниципальных образований, в том числе муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Предмет: сфера бюджетных отношений.
Содержание правового регулирования: внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе в статьи 6, 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (уточнение понятия "сметы доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием"; осуществление органами местного самоуправления бюджетных полномочий по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории муниципального образования).
Головной исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2019 г.
2. Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с образованием муниципальных округов".
Обоснование необходимости подготовки: отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации налоговых полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов.
Цель: наделение органов местного самоуправления муниципального округа налоговыми полномочиями в отношении местных налогов и сборов, а также в отношении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Предмет: налоговая сфера.
Содержание правового регулирования: внесение изменений в пункт 4 статьи 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (о введении налоговых полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов) и в статьи 346.26, 346.28, 346.29, 346.31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
Головной исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: июнь 2020 г.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.