Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 971098-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации и призван устранить пробелы в правовом регулировании в части деятельности казачьих обществ, в том числе в связи с учреждением всероссийского казачьего общества.
Казачьи общества согласно пункту 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации являются отдельной организационно-правовой формой некоммерческой корпоративной организации.
Казачьи общества имеют иерархическую структуру, которую можно представить следующими уровнями:
- хуторские, станичные и городские казачьи общества - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
- районные (юртовые) казачьи общества - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;
- окружные (отдельские) казачьи общества - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;
- войсковые казачьи общества - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации;
- всероссийское казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ.
По данным Минюста России на начало 2020 года в Российской Федерации осуществляло деятельность 2695 казачьих обществ.
Согласно подпункту 7 части 1 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункту 7 части 1" следует читать "подпункту 7 части 1 статьи 2"
Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. N 543 "О Всероссийском казачьем обществе" был утвержден устав Всероссийского казачьего общества, объединившего 11 войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Создание в 2019 году всероссийского казачьего общества предопределило необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в части обеспечения организации его деятельности и деятельности казачьих обществ.
Настоящий законопроект направлен на восполнение следующих пробелов и коллизий в правовом регулировании деятельности казачьих обществ.
1. Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" предусмотрено право казачества как исторически сложившийся культурно-этнической общности людей на реабилитацию.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3321-1 "О реабилитации казачества", изданное исходя из требований Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", не предусматривает права казачества на создание такой формы некоммерческой организации как казачье общество, так как определение термина казачье общество, как самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций, было закреплено в законодательстве Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и в статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества".
Вместе с тем согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством.
В связи с этим предлагается наделить казачество правом создания казачьих обществ, изложив абзац шестой пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3321-1 "О реабилитации казачества" в новой редакции.
2. В пункте 1 статьи 6.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предусмотрен такой вид казачьих обществ как всероссийское казачье общество, что создает препятствие для включения всероссийского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Кроме того, всероссийское казачье общество не упоминается в статье 6 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", устанавливающей основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации является существенным условием для закрепления его правового статуса.
В связи с этим предлагается устранить указанный пробел путем внесения соответствующих изменений в статью 6.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьи 2 и 6 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Правом направления в Минюст России представления по внесению всероссийского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами, то есть ФАДН России.
3. В Российской Федерации осуществляют деятельность окружные (отдельские) казачьи общества, не входящие в состав войсковых казачьих обществ и расположенные в субъектах Российской Федерации, находящихся на территории Северо-Западного федерального округа.
В целях консолидации и повышения управляемости упомянутых окружных (отдельских) казачьих обществ предлагается обеспечить возможность их прямого вхождения в состав всероссийского казачьего общества, что предусматривает внесения изменений в пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
4. В целях повышения управляемости всероссийского казачьего общества предлагается наделить атамана всероссийского казачьего общества правом вносить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами предложения по кандидатуре на должность атамана войскового казачьего общества.
В связи с этим предлагается внести изменения в часть 10.1 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
5. В настоящее время на атаманов казачьих обществ распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В целях противодействия коррупции предлагается распространить обязанность представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей также на атамана всероссийского казачьего общества.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в статьи 16, 16.1 и 17 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", статью 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 16, 16.1 и 17" следует читать "части 16, 16.1 и 17 статьи 5"
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации; влияния на государственные программы Российской Федерации не оказывает.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" не окажет влияния на расходы (доходы) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности казачьих обществ" потребуется внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г. N 472 "О представлении атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460" в целях распространения на атамана всероссийского казачьего общества обязанности представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Также потребуется внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" в целях наделения полномочиями Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции рассматривать заявление лица, замещающего должность атамана всероссийского казачьего общества, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Принятие федерального закона не повлечет приостановления и признания утратившими силу иных актов Президента Российской Федерации, а также приостановления, изменения и признания утратившими силу актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.