Досье на проект федерального закона
С 26 июня 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон). Законом создаются условия для развития единой отрасли виноградарства, регулируются все особенности деятельности в данной сфере растениеводства. При этом в Законе предусмотрено не только создание правовой базы для самостоятельного развития виноградарства, но и осуществление государственной поддержки в целях стимулирования отечественной питомниковой базы, виноградников, возделываемых российскими производителями.
Такая сфера экономических отношений, как виноградарство, не возможно без регулирования самого производства винодельческой продукции. Консолидация, контроль и комплексное развитие отрасли может быть достигнуто только путем обеспечения неразрывности регулирования производства винограда и винодельческой продукции.
Закон решает вопросы правового регулирования только в отношении одного продукта переработки винограда - вина. В результате этого производители винодельческой продукции могут столкнуться с ситуацией, при которой из выращенного винограда производство вина осуществляется по одной технологии, в то время как производство иной винодельческой продукции (коньяка, бренди, виноградной водки) - по другой в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 ноября 2011 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Речь в данном случае идет не только о различных технологиях производства и различных требованиях к разрешенным и запрещенным технологическим приемам и операциям, но и об отсутствии единого правового регулирования при установлении винодельческой продукции в рамках системы защищенных наименований и отсутствии единой системы контроля к качеству. Более того, производители винограда получат большую заинтересованность в его переработке на коньячные дистилляты или виноградосодержащие напитки.
Виноградарско-винодельческие предприятия, производящие преимущественно коньяки и виноградосодержащие напитки (около 30% площади виноградных насаждений России), после вступления в силу Закона не будут иметь достаточных оснований для вхождения в федеральную саморегулируемую организацию виноградарей и виноделов России, что затруднит ее создание и снизит управляемость.
Для обеспечения неразрывности правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли России предлагается включить в понятийный аппарат Закона определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, распространить предусмотренный Законом режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию из российского винограда. Кроме того, предусматривается распространение установленных Законом требований к технологическим приемам, операциям и средствам на всю винодельческую продукцию с учетом особенностей, обусловленных технологией производства ее видов.
Еще один важный аспект законопроекта заключается в уточнении переходных положений для введения нового правового регулирования при производстве как вина, так и иной винодельческой продукции. Закон в принятой редакции в качестве льготных переходных положений позволяет 3 года со дня вступления его в силу добавлять к готовому вину отечественное сусло для подслащивания в количестве не более 7% от общего объема, за исключением вин защищенных географических указаний и защищенных наименований мест происхождения. Законопроектом предлагается ввести 7-летний период разрешенного использования концентрированного виноградного сусла, концентрированного ректификованного виноградного сусла для подслащивания вина.
При внесении поправок в Закон также предлагается уточнить, что под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, для целей применения Закона понимаются плоды виноградных насаждений, расположенных в границах Российской Федерации на дату вступления в силу Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Это позволит решить проблему отнесения вин, находящихся в Республике Крым на длительной выдержке, к вину России.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" потребует внесение изменений в Федеральный закон от 22 ноября 2011 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.