Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 972623-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения административной ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке товаров (в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения) средствами идентификации и требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на установление административной ответственности за правонарушения в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации и оборота таких товаров.
В этих целях проектом закона предлагается ввести в КоАП статьи 15.12.1 и 15.12.2, устанавливающие административную ответственность за оборот товаров, без соответствующей маркировки, а также за непредставление (несообщение) сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления таких сведений и за предоставление недостоверных сведений в информационную систему мониторинга за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации.
Действующая статья 15.12 КоАП "Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" предусматривает ответственность за производство или оборот продукции:
- без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством о техническом регулировании;
- без нанесения специальных (акцизных) марок, а также с нарушением установленного порядка маркировки.
В связи с этим представляется целесообразным обособить нормы, предусматривающие ответственность за нарушения, связанные с маркировкой товаров средствами идентификации от случаев нарушений требований об иной маркировке.
Текст 15.12 КоАП в нынешнем виде имеет достаточно большой объем и дополнение этой статьи частями, устанавливающими ответственность за нарушения, связанные с маркировкой товаров средствами идентификации, "перегрузит" статью.
Выделение ответственности за нарушения, связанные с маркировкой товаров средствами идентификации, в отдельные статьи Кодекса облегчит восприятие правовых норм и позволить избежать правовой неопределенности при квалификации правонарушения.
Действующая статья 15.12 КоАП содержит понятийный аппарат, не совпадающий с понятийным аппаратом законодательства, регламентирующего маркировку товаров средствами идентификации.
Из требований действующих нормативных актов следует, что маркировка товаров средствами идентификации может осуществляться после процесса их производства, но до ввода их в оборот. Таким образом, в данной части ответственность за производство товаров без маркировки не может быть применена к производителям товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. В то же время, указанная статья не содержит однозначного указания на наличие ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8 Закона N 381-ФЗ за введение в оборот товара, в результате которого нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации.
Применительно к импортерам, осуществляющим ввоз товаров в Российскую Федерацию, введением в оборот является выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в Российскую Федерацию либо (в отношении товара, ввозимого из государств - членов Евразийского экономического союза) - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, товара в Российскую Федерацию.
Отсутствие в действующей статье 15.12 КоАП ответственности за ввод немаркированных средствами идентификации товаров создает правовую неопределенность в отношении действий лиц (производителей и импортеров), осуществляющих ввод в оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Согласно данной статье, ответственность виновных лиц наступает за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки. При этом, выделяя ответственность в отношении оборота табачной продукции в самостоятельные составы, статья 15.12 КоАП предполагает ответственность только за производство и оборот табачной продукции.
Правовые акты в области маркировки товаров средствами идентификации регламентируют ввод таких товаров в оборот, их оборот и вывод из оборота. Причем понятие "вывод из оборота" является более широким, чем понятия "сбыт" или "продажа", т.к. включает в себя не только возмездное, но и безвозмездное отчуждение товаров, а также действия, не связанные с отчуждением товаров - например, использование товаров для собственных нужд.
Кроме того, существующая ответственность в сфере маркировки дифференцирована в зависимости от вида товаров (продукции). Так в рамках статьи 15.12 КоАП выделена в отдельные составы ответственность за производство и оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки.
Предлагаемые изменения унифицируют ответственность в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации независимо от вида товаров, оставляя в сфере регулирования статьи 15.12 КоАП маркировку товаров в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
В то же время, ввиду особенностей маркировки средствами идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения, установленных Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ, в самостоятельный состав выделяется ответственность за производство и продажу лекарственных препаратов для медицинского применения.
Данное изменение потребует внесения уточняющих правок в Федеральный закон от 15.04.2019 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроектом предлагается ввести за повторное совершение действий по вводу в оборот немаркированных товаров ответственность в виде конфискации орудия совершения - производственного оборудования, использованного для изготовления немаркированного товара, подлежащего обязательной маркировке. Такая мера направлена на пресечение повторных нарушений в сфере производства немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и, как следствие - на сокращение объема производства нелегального (контрафактного) товара.
Во взаимосвязи с данными изменениями законопроектом предусматривается определение органов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушения и рассмотрение дел об административных правонарушения, связанных с нарушениями в сфере маркировки товаров средствами идентификации и оборота таких товаров.
Законопроект также предусматривает порядок изъятия немаркированных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и оборудования, использованного для производства таких товаров, а также устанавливает обязанность уничтожения изъятых из незаконного оборота немаркированных товаров.
В целях снижения административного давления на бизнес и во избежание необоснованного привлечения юридических лиц и предпринимателей к ответственности в условиях правовой неопределенности переходного периода, необходимого для адаптации к новым требованиям, предлагается отложить срок вступления в силу статьи 1 Федерального закона на шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения административной ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке товаров (в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения) средствами идентификации и требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения административной ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке товаров (в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения) средствами идентификации и требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения административной ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке товаров (в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения) средствами идентификации и требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения административной ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке товаров (в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения) средствами идентификации и требований к обороту товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.