Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 973269-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с заключением Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и отчета об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2018 год" в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки в части эффективного использования средств федерального бюджета, отозванных женщинами в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон), и не востребованных по другим направлениям их использования.
Объем средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии и отозванных заявителями для использования по другим направлениям, не востребованных владельцами государственных сертификатов или использованных ими частично, составил по состоянию на 1 января 2020 г. 53 549,5 тыс. рублей по 156 заявителям, на 1 июня 2020 г. - 55 633,06 тыс. рублей по 159 заявителям.
Положениями указанной статьи установлено право женщины до дня назначения накопительной пенсии отказаться от использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии при условии осуществления их использования на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Законопроектом предлагается установить срок (6 месяцев после поступления отозванных средств на счет Пенсионного фонда Российской Федерации), в течение которого владелец государственного сертификата может обратиться с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, либо с заявлением о продлении срока подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в случае невостребованности отозванных средств по указанным направлениям.
Указанный срок обусловлен значительным временем прохождения процедур, предшествующих оформлению документов, необходимых для реализации целей, на оплату которых будут направлены средства материнского (семейного) капитала.
Так, использованию средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий предшествует поиск жилого помещения, застройщика, банка-кредитора, на получение образования ребенком - сдача ЕГЭ, поступление в учебное заведение, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - оформление инвалидности, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка, поиск товаров, предназначенных для его социальной адаптации и интеграции.
Также законопроектом предусматривается возможность повторного направления отозванных средств на формирование накопительной пенсии в случае отсутствия заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по установленным направлениям либо заявления о продлении срока подачи заявления о распоряжении.
Кроме того, с целью реализации положений законопроекта им предусматриваются изменения в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" в части дополнения нового основания передачи средств пенсионных накоплений - направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии в случае неиспользования отозванных средств по направлению (направлениям), предусмотренному статьями 10, 11 и 11.1 Федерального закона.
С целью создания равных условий для женщин, отказавшихся от использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, действие положений законопроекта предлагается распространить в том числе на женщин, отозвавших средства (часть средств) материнского (семейного) капитала до вступления в силу предлагаемых изменений.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или приятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Утверждения приказом Минтруда России Правил направления неиспользованных средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.
2. Внесения изменений в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утвержденные приказом Минтруда России от 24 марта 2020 г. N 149н;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.