Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 986111-7 "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" разработан Комиссией Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России (далее - Комиссия) в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344, предусматривающей совершенствование мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", распространяющим экстремистскую идеологию.
Комиссией установлены многочисленные факты распространения представителями иностранных государств информации, содержащей обоснование или оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, по соображениям политического, идеологического, религиозного и иного характера с целью деструктивного влияния на социальные и политические институты российского общества. Фиксируются участившиеся случаи обеления нацистских военных преступников, их пособников, коллаборационистов и оправдания их преступлений. При этом прославление нацизма и других человеконенавистнических идей представляется как реализация права на свободу выражения мнения.
Законопроектом предусмотрено ограничение доступа к информации, содержащей обоснование или оправдание осуществления экстремистской (или) террористической деятельности, по решению Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
Существующая норма статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает ограничение доступа к информации по решению Генеральной прокуратуры Российской Федерации только в случае выявления фактов призыва к осуществлению экстремистской или террористической деятельности.
Норма, предусмотренная законопроектом, позволит осуществить блокировку интернет-ресурсов, распространяющих информацию экстремистского и террористического толка, угрожающую безопасности государства и проживающих в нем граждан, в короткие сроки, достижение которых затруднительно в судебном порядке. В соответствии Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ, федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими вносит их в федеральный список экстремистских материалов (далее - Список). Согласно данным Списка, период от соответствующего решения суда до внесения экстремистского материала в Список, составляет в среднем от двух месяцев.
В то же время сведения, представляющие такую деструктивную деятельность правильной и заслуживающей поддержки и подражания, представляют угрозу для жизни и здоровья детей. Молодежная среда в силу своих возрастных особенностей наиболее подвержена негативному влиянию, в ней легче формируются радикальные взгляды и убеждения. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2019 году выявлено 445 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности. Из них больше половины - 230 (52) - это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе 42 несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 17 лет).
Таким образом законопроект также направлен на повышение безопасности информационного пространства и предотвращение радикализации несовершеннолетних.
Согласно положений Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной от имени Российской Федерации в городе Шанхае 15.06.2001 (Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом"), "терроризм, сепаратизм и экстремизм, как они определены в настоящей Конвенции, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах".
Введение предлагаемой нормы вызвано объективной необходимостью незамедлительного принятия мер по предупреждению совершения действий экстремистской направленности и террористических актов, которые могут повлечь за собой угрозу возникновения массового нарушения прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
Концепция законопроекта поддерживается Межведомственной комиссией по противодействию экстремизму в Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.