Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 989592-7 "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривается уточнение состава объектов государственной историко-культурной экспертизы, определенного статьей 30 Федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона определены цели государственной историко-культурной экспертизы, к которым в том числе относится установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, установление требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.
Однако, в перечне объектов государственной историко-культурной экспертизы, определенном статьей 30 Федерального закона, документация, обосновывающая такие требования, отсутствует.
В целях устранения несоответствия положений данных статей проектом федерального закона предложено дополнить статью 30 Федерального закона таким объектом государственной историко-культурной экспертизы как документация, обосновывающая требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.
Статьей 34.1 Федерального закона предусмотрен такой механизм градостроительной охраны объектов культурного наследия как защитные зоны объектов культурного наследия, конкретные границы которых определены прямыми нормами указанной статьи без проведения государственной историко-культурной экспертизы (пункты 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона).
Пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона предусмотрена возможность установления региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы параметров границ защитной зоны объекта культурного наследия, отличных от параметров границ таких зон, определенных пунктами 3 и 4 данной статьи.
Только в этом случае документация, обосновывающая границы защитной зоны памятника истории и культуры, является объектом государственной историко-культурной экспертизы.
В связи с изложенным, проектом федерального закона предлагается абзац 14 статьи 30 Федерального закона, предусматривающий в качестве объекта государственной историко-культурной экспертизы документацию, обосновывающую границы защитной зоны объекта культурного наследия, дополнить указанием на проведение такой экспертизы только в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона.
Пункт 2 статьи 36 Федерального закона предусматривает обязательность принятия указанных в данном пункте мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случаях проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории такого объекта культурного наследия.
Вместе с тем, такие работы могут проводиться на территории выявленного объекта культурного наследия, который не указан в пункте 2 статьи 36 Федерального закона, что чревато необязательностью применения мер защиты в отношении такого объекта в случае проведения на его территории изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
Поэтому проектом федерального закона предлагается распространить положения об обязательности принятия содержащихся в пункте 2 статьи 36 Федерального закона мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия также на выявленные объекты культурного наследия (в случае проведения на их территориях изыскательских, проектных, земляных, строительных и иных работ).
Аналогичное уточнение, направленное на дополнительную защиту выявленных объектов культурного наследия, предлагается проектом федерального закона к пункту 3 статьи 36 Федерального закона, предусматривающему обязательность принятия мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в случае проведения вышеуказанных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Статья 30 Федерального закона в качестве объекта государственной историко-культурной экспертизы предусматривает, в том числе документацию или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объектов культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 36 Федерального закона к документации, включающей оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия и содержащей меры по обеспечению их сохранности, относятся разделы об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, проекты обеспечения сохранности указанных объектов, входящие в проектную документацию проведения вышеуказанных работ, а также план проведения спасательных археологических полевых работ.
План проведения спасательных археологических полевых работ составляется специалистом-археологом, квалификация которого подтверждена выдачей такому лицу разрешения (открытого листа) на проведение археологических полевых работ в отношении конкретного объекта археологического наследия, в связи с чем такой документ не требует проведения в отношении него государственной историко-культурной экспертизы.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона предлагается уточнить статью 36 новым пунктом 3.1, согласно которому проведению государственной историко-культурной экспертизы подлежат входящие в состав проектной документации разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия и проекты обеспечения сохранности указанных объектов.
Федеральный закон не содержит регламентации состава и содержания указанных документов, что создает неопределенность в вопросах их подготовки заказчиками, производителями указанных в пунктах 2 и 3 статьи 36 Федерального закона работ и затрудняет оценку качества подготовки такой документации органами охраны объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, проектом Федерального закона предусматривается дополнение статьи 36 Федерального закона пунктом 3.2 об установлении Правительством Российской Федерации состава и содержания входящих в проектную документацию разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и проектов обеспечения сохранности указанных объектов.
В связи с необходимостью подготовки указанного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации статьей 2 проекта федерального закона предусмотрено вступление в силу Федерального закона по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" потребует принятия акта Правительства Российской Федерации об установлении состава и содержания предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и входящих в проектную документацию разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия и проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.
Примерный срок подготовки - 180 дней, исполнитель - Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.