Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 995102-7 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Досье на проект федерального закона
Проект вносимых изменений в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" преследует цель сохранения сформировавшегося и укрепившегося режима осуществления своей деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Сохранение действующего правового регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в части правового режима осуществления ими своей деятельности позволит оставить существующие в этой части условия для развития фермерства и сельского хозяйства.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" следующие изменения:
1) продлить срок сохранения за крестьянским (фермерским) хозяйством статуса юридического лица до 1 января 2028 года.
Понятие "крестьянского (фермерского) хозяйства впервые возникло в Законе РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Данный закон устанавливал правовой режим осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством, определяя их как юридические лица, распространяя на них соответствующее правовое регулирование.
В январе 1995 года, вступившими в силу положениями пункта 2 статьи 23 Первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, определялось, что создать крестьянское (фермерское) хозяйство можно только без статуса юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Учитывая все риски резкого перехода в иную правовую форму для тысяч фермеров, фактически осуществляющих деятельность по обеспечению, как продовольствием, так и рабочими местами, непосредственно село, в положениях статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было предусмотрено, что за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, созданными в соответствии с положениями Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", сохранялся статус юридического лица до 1 января 2010 года. В дальнейшем этот период был продлен дважды: Федеральным законом от 30.10.2009 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральным законом от 25.12.2012 N 263-Ф3 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", до 1 января 2013 и до 1 января 2021 года соответственно.
Стоит учитывать, что по состоянию на 1 января 2020 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 176 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, из которых 133 тысячи являются индивидуальными предпринимателями - главами крестьянского (фермерского) хозяйства, 31 тысяча - индивидуальными предпринимателями, 13 тысяч имеют статус крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица.
Проблемы, связанные с обязательным требованием о смене организационно-правовой формы, поднятые еще в 2013 году, актуальны и сегодня.
В связи с истечением срока сохранения за крестьянским (фермерским) хозяйством статуса юридического лица возникает ряд проблем, в том числе с получением и погашением долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства активно используют предоставляемые кредитные инструменты в целях развития своего производства. Смена организационно-правовой формы повлечет за собой потерю позитивной кредитной истории, сложившейся годами благодаря активному и положительному опыту взаимодействия таких хозяйств с банками, лишив крестьянские (фермерские) хозяйства заработанных своей репутацией льгот и выгодных условий в кредитовании.
Продление срока сохранения за крестьянским (фермерским) хозяйством, зарегистрированным в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" статуса юридического лица являются оперативной мерой для устранения как указанных, так и иных проблем, риск возникновения которых представляется существенным в случае исчезновения из правового поля Российской Федерации большого количества таких крестьянских (фермерских) хозяйств. Предлагаемые поправки позволят хозяйствам продолжать получать долгосрочные инвестиционные кредиты, участвовать в реализации государственных и ведомственных целевых долгосрочных программ, не нести дополнительные затраты на переоформление имущественно-хозяйственного комплекса при переходе в другую организационно-правовую форму. Предлагаемые изменения позволят создать крестьянским (фермерским) хозяйствам возможности для осуществления долгосрочного планирования своей деятельности.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Данный законопроект будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.