Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 997042-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Ежегодно на исполнение обязательств государства перед детьми-сиротами предусматривается более 32 млрд. рублей. Однако этих средств недостаточно для устранения накопившейся задолженности. По оценке Счетной палаты Российской Федерации, для того чтобы обеспечить жилыми помещениями всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - дети-сироты) у которых такое право возникло и не реализовано, требуется единовременно почти 264,5 млрд. рублей. Если же объем финансирования сохранится на уровне 2019 года (39,2 млрд. рублей), то для полного погашения задолженности перед детьми-сиротами потребуется не менее 6-7 лет.
По информации Федеральной службы судебных приставов на 1 октября 2019 года неоконченными остаются 26,1 тыс. исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, что серьезно нарушает их права и законные интересы.
Принимаемые государством меры по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот пока не смогли повлиять на улучшение ситуации в этой сфере и решить проблему накопившейся задолженности. Очередь детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано, увеличивается ежегодно. По состоянию на 1 января 2020 года общая численность детей-сирот (от 14 лет), включенных в список на получение жилых помещений, составляет 277 445 чел., из них: 95 676 (от 14 до 18 дет), 117 069 (от 18 до 23 лет), 67 700 (старше 23 лет).
По итогам проведения анализа выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение жизни детей-сирот за период 2017-2019 г.г., Счетная палата Российской Федерации указала на возможность обеспечения детей-сирот жилыми помещениями после выпуска из интернатных учреждений путем предоставления временного жилого помещения либо компенсации расходов по найму жилых помещений до момента обеспечения постоянным жилым помещением. При этом, обратила внимание на отсутствие единых подходов к такому предоставлению жилого помещения или компенсации расходов по его найму.
Дополнительные меры предусмотрены в 52 регионах и включают предоставление ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения, предоставление во временное пользование жилых помещений. Однако в целом по России такую дополнительную поддержку получают всего 8,5 тыс. чел, или менее 5% от состоящих на учете детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения не реализовано.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пунктом, согласно которому в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда (по аналогии с ранее существовавшей проблемой "бесквартирных" военнослужащих) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется возможность изыскивать бюджетные средства для обеспечения временного проживания детей-сирот в благоустроенных жилых помещениях или компенсировать им плату за наем благоустроенных жилых помещений до наступления момента их обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Учитывая тот факт, что дети-сироты относятся к наиболее уязвимой и незащищенной группе населения, которые нуждаются в особой заботе государства, предложенная мера социальной поддержки детей-сирот будет способствовать адаптации к новым условиям жизни этой категории граждан и повышению государственных гарантий защиты их жилищных прав.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация положений федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.