Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 974365-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривается возможность предоставления финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на мероприятия по строительству и приобретению индивидуальных жилых домов в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также по разработке проектной документации по строительству таких домов, многоквартирных домов и жилых домов блокированной застройки.
В настоящее время согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (reformagkh.ru), в Российской Федерации признаны аварийными 68 892 многоквартирных дома общей расселяемой площадью 18,64 млн кв. м, в которых проживают 1,10 млн. человек, в том числе включены в региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на период 2019 - 2025 годы 33 842 дома общей расселяемой площадью 10,51 млн кв. м, в которых проживают 0,64 млн человек.
Большая часть аварийного жилищного фонда представлена в одноэтажных и двухэтажных многоквартирных домах, что составляет 88,7 процента аварийного жилищного фонда.
Структура аварийного жилищного фонда Российской Федерации по этажности
В Республике Татарстан признаны аварийными 152 дома общей расселяемой площадью 45,65 тыс. кв. м, в которых проживают 3,82 тыс. человек, в том числе включены в Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 марта 2019 года N 242 (далее - региональная программа), 85 домов общей расселяемой площадью 21,03 тыс. кв. м, в которых проживают 1,75 тыс.человек.
Большая часть аварийного жилищного фонда в Республике Татарстан представлена в одноэтажных и двухэтажных многоквартирных домах (75,6 процента).
Структура аварийного жилищного фонда Республики Татарстан по этажности
Располагаются такие одноэтажные и двухэтажные дома в основном в небольших населенных пунктах по одному или два дома. Количество семей, проживающих в таких аварийных домах и подлежащих переселению, составляет от одного до пяти семей (аварийных помещений). Так, из 85 многоквартирных домов, включенных в региональную программу, в 28 многоквартирных домах, расположенных в 15 населенных пунктах, количество помещений, подлежащих расселению, не превышает пять единиц. При этом если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать либо на предоставление ему другого жилого помещения, либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 25.12.2019). Выбор гражданами в пользу возмещения за изымаемое жилое помещение приводит к еще большему сокращению количества семей, переселяемых из одноэтажных и двухэтажных домов. В такой ситуации строительство многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки для расселения указанных аварийных домов становится экономически нецелесообразным. Предоставление Фондом финансовой поддержки на строительство индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не предусмотрено.
В связи с этим законопроектом предлагается закрепить возможность предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда на строительство и приобретение индивидуальных жилых домов для переселения граждан, проживающих в аварийных одноэтажных и двухэтажных домах.
Долю расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при расселении аварийных домов составляют расходы на выполнение работ по разработке проектной документации по строительству многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки. Так, стоимость проекта 19-этажного многоквартирного дома может составить от 16 до 21 млн. рублей (в зависимости от типа и параметров здания (этажность, площадь), протяженности и условий прокладки инженерных сетей, от необходимости согласования проектной документации с эксплуатирующими и экспертными организациями и прочее). В настоящее время имеется проблема с недостаточностью средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на выполнение таких работ.
Осуществление указанных работ за счет средств долевого финансирования из федерального (средства Фонда), регионального или муниципального бюджетов позволило бы повысить эффективность реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены в том числе на возможность софинансирования со стороны Фонда работ по разработке проектной документации по строительству многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов.
Финансовое обеспечение реализации положений законопроекта планируется осуществлять за счет средств Фонда в рамках лимитов финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 278 "О порядке предоставления в 2019 - 2021 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.