Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 977086-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере территориального общественного самоуправления.
Статья 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определяет основы организации и осуществления деятельности территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
Часть 3 указанной статьи предусматривает, что ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населённый пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Указанные положения не позволяют представительному органу муниципального образования включать в границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, прилегающие к жилой зоне территории общего пользования.
Такая практика уже сложилась, например, в Ульяновской, Московской и Орловской областях. Имеется и судебная практика (Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 марта 2015 года по делу N 33-6345/2015).
В результате можно говорить о наличии неравных условий для различных групп граждан, инициирующих создание ТОС.
Так, при создании ТОС на территории группы жилых домов, жилого микрорайона или сельского населённого пункта, не являющегося сельским поселением, в границах осуществления ТОС неизбежно попадает часть территории общего пользования. С другой стороны, инициативные группы граждан, создающие ТОС в границах одного многоквартирного дома, оказываются в ущемлённом положении, так как границы такого ТОС не должны выходить за пределы границ такого дома.
В то же время следует отметить, что по смыслу абзаца второго части 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ установление представительным органом муниципального образования границ территории, на которой осуществляется ТОС, не влечёт передачу органам ТОС каких-либо прав на земельный участок, а лишь указывает на место их деятельности. Поэтому включение земель общего пользования в территорию ТОС никак не нарушает права каких-либо граждан на беспрепятственный доступ к такой территории общего пользования. Так, например, существующие в настоящее время в пределах территории микрорайона или сельского населённого пункта, не являющегося поселением, ТОС не создают ограничений в пользовании гражданами расположенными на указанной территории дорогами, скверами и т.д.
Изменения, предлагаемые к внесению в статью 27 Федерального закона N 131-ФЗ, направлены на обеспечение равных условий создания ТОС и активизацию деятельности населения, связанной с формированием комфортной среды обитания, которая не ограничивается лишь территорией проживания, но включает прилегающую территорию.
Кроме того, установление возможности включения в границы территории осуществления ТОС территорий общего пользования позволит привлечь население к участию в решении такого вопроса местного значения, как организация благоустройства территории муниципального образования, а также создаст правовые основания осуществления ТОС указанной деятельности, в том числе с использованием собственных финансовых средств.
Также законопроектом предлагается привести терминологию части 3 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ в соответствие с жилищным и градостроительным законодательством Российской Федерации. Вместо понятий "многоквартирный жилой дом", "жилой микрорайон" предлагается использовать понятия "многоквартирный дом", "жилой дом", "район, "квартал", "микрорайон".
Предполагается, что последствиями принятия законопроекта станет дальнейшее совершенствование законодательства в сфере территориального общественного самоуправления.
Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению концепция законопроекта поддерживается.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.