Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 977183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка представления для государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования (далее - уставы, муниципальные акты), в том числе с учетом рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 43-СФ "Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) уставы и муниципальные акты, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации уставов и муниципальных актов, представляются в территориальные органы Минюста России на бумажных носителях.
В 2019 году для государственной регистрации в территориальные органы Минюста России поступило 30775 уставов и муниципальных актов, из них зарегистрировано 26807 уставов и муниципальных актов, отказано в регистрации или возвращено без регистрации - 3906.
В Минюст России поступают обращения органов местного самоуправления муниципальных образований, в которых обеспечен высокий уровень доступа к информационным технологиям (городские округа, муниципальные районы), о необходимости закрепления в Федеральном законе N 97-ФЗ возможности представлять документы для государственной регистрации в электронном виде.
Законопроект устанавливает возможность представления для государственной регистрации уставов и муниципальных актов, а также документов, необходимых для государственной регистрации, в электронном виде в порядке и форматах, определяемых Минюстом России.
Предполагается, что направление для государственной регистрации уставов и муниципальных актов будет осуществляться посредством системы межведомственного электронного документооборота субъекта Российской Федерации (далее - МЭДО) при условии, что соответствующее муниципальное образование и территориальный орган Минюста России подключены к такой системе.
На 1 апреля 2020 г. к МЭДО подключено 35 территориальных органов Минюста России. В связи с этим сохраняется возможность представления на государственную регистрацию уставов и муниципальных актов, а также документов, необходимых для государственной регистрации, на бумажных носителях.
Кроме того, законопроектом предполагается, что территориальный орган Минюста России в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации устава, муниципального акта направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе, муниципальном акте в государственный реестр уставов муниципальных образований, в котором указывается дата государственной регистрации и государственный регистрационный номер устава или муниципального акта. Форма такого уведомления и порядок его направления будут утверждены приказом Минюста России. При этом исключается требование о направлении главе муниципального образования зарегистрированного устава или муниципального акта с проставленным специальным штампом, удостоверяющим государственную регистрацию.
В законопроекте также предусмотрено, что уставы и муниципальные акты, а также сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются (опубликовываются) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале Минюста России "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, Ь"р://право-минюст.рф), который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 327 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров" определен источником доступа к текстам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся соответственно в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.
Новеллы, предлагаемые законопроектом, соответствуют целям государственной политики по цифровизации государственного и муниципального управления, направлены на упрощение процесса государственной регистрации, а также приведут к сокращению нагрузки на федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и на муниципальных служащих.
Реализация положений законопроекта не потребует увеличения штатной численности Минюста России и его территориальных органов и выделения Минюсту России дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает увеличения расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введения новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, в связи с чем не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребует:
1. Издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации о порядке и форматах представления в электронном виде для государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования и документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Срок подготовки: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство юстиции Российской Федерации.
2. Издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении формы и порядка направления уведомления о включении в государственный реестр уставов муниципальных образований сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования, о дате государственной регистрации и государственном регистрационном номере устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации о внесении изменений в Положение о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, утвержденное приказом Минюста России от 4 июля 2017 г. N 122.
Издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации.
Срок подготовки: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство юстиции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.