Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 977612-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
Досье на проект федерального закона
Результатом внедрения и применения единого государственного экзамена (далее "ЕГЭ") на протяжении последних десяти лет стало снижение общего уровня подготовки обучающихся, повышение стандартизированности мышления при решении тех или иных задач, а также ухудшение результатов российских школьников на многих международных олимпиадах и конкурсах. Кроме того, необходимые для получения удовлетворительной и более высокой оценки по результатам ЕГЭ баллы постоянно и планомерно снижаются, что также свидетельствует о низком качестве подготовки обучающихся, усилия которых направлены целевым образом на получение результатов исключительно по 2-3 профильным предметам.
Именно имеющееся в настоящий момент содержательное и организационное объединение ЕГЭ с общеобразовательными организациями при одновременном признании ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в ВУЗы приводит к снижению базовых знаний обучающегося по иным предметам, включенных в образовательную программу среднего общего образования ввиду чего гармоничное среднее образование, определяющее общую культуру народа, общее развитие личности постепенно перестает реализоваться.
В настоящем законопроекте предложен выход из сложившегося положения, который состоит в децентрализации выпускной аттестации путем восстановления традиционных государственных выпускных экзаменов (далее - ГВЭ). Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации.
Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить. Единый экзамен по русскому языку сделать добровольным, как и остальные вступительные ЕГЭ. В качестве ГВЭ по русскому языку рассматривать итоговое сочинение, предоставив школам право оценивать его самостоятельно.
Базовый ЕГЭ по математике также предлагается отменить. ГВЭ по математике проводить в форме выпускной контрольной работы (нескольких уровней сложности) на основе материала программы 10-11 классов.
Уровень заданий этого экзамена должен быть существенно выше требований нынешнего базового ЕГЭ, что обеспечит мотивацию для серьезного изучения математики. Проведение ГВЭ и оценивание их результатов в школах должно проходить под контролем исполнительных органов управления образованием и представителей родительских комитетов.
Восстановление обязательного ГВЭ по математике и русскому языку не должно быть одномоментным, предлагается его поэтапное введение. В первые два учебных года после принятия федерального закона выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы. В остальных школах выпускная аттестация проводится по оценкам текущей успеваемости.
Через два года ГВЭ по математике и русскому языку становится обязательным для всех.
Предложенный законопроект дает возможность восстановления обязательных ГВЭ по всем основным образовательным программам среднего общего образования.
Вступительную функцию единых государственных экзаменов законопроект не затрагивает. ЕГЭ остаются вступительными испытаниями в высшие учебные заведения. Но вступительные ЕГЭ будут проходить после получения аттестата и не будут связаны с общеобразовательными организациями. В целях обеспечения возможности децентрализации вступительных экзаменов и более качественного отбора абитуриентов в законопроекте предложено допустить приём на программы бакалавриата и специалитета не только по ЕГЭ, но и по результатам вступительных экзаменов (далее - ВЭ), право на которые предлагается предоставить всем организациям, осуществляющим высшее профессиональное образование. Такая мера позволит проводить прием в ВУЗы в отдельных регионах, не дожидаясь улучшения эпидемиологической обстановки во всей стране.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.