Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 978395-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми уточняется, что гражданское дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда, и предусматриваются случаи замены судьи или нескольких судей.
Согласно действующей редакции части 2 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.
Вместе с тем нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регламентирует вопрос замены состава суда.
Таким образом, в настоящее время только Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы о том, что рассмотрение дела, начатое определенным составом суда, должно им же и быть окончено, не регламентирует вопроса замены состава суда.
В связи с этим в настоящее время в судах общей юрисдикции по гражданским делам сформирована практика, согласно которой замена состава суда не требует оформления какого-либо процессуального документа уполномоченным на то должностным лицом (председателем, заместителем председателя суда, председателем судебного состава) и помещения его в материалы дела. Поэтому отсутствие в материалах дела процессуального документа о замене состава суда не свидетельствует о незаконности состава суда, принявшего решение, а потому не влияет на законность самого решения. Например, определения Пермского краевого суда от 02.04.2012 по делу N 33-2644/2012, от 04.04.2011 по делу N 33-3156/2011; определение Томского областного суда от 10.01.2012 по делу N 33-47/2012; определение Саратовского областного суда от 04.07.2012 по делу N 33-3733/2012).
Между тем Конституционный Суд РФ в определении от 03.04.2014 N 656-0 пояснил, что установленный частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок замены судьи служит гарантией от произвольной передачи дела от одного судьи другому судье этого же суда либо от произвольной замены судей при коллегиальном рассмотрении дела. Если замена в составе суда, рассматривающего дело, произведена без наличия на то установленных процессуальным законом оснований, то сформированный подобным образом состав суда должен быть признан сформированным с нарушением статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. незаконным, что в любом случае влечет отмену принятого им судебного акта (п. 1 ч. 4 ст. 270 и п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ). Аналогичной позиции придерживался и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлениях от 17.07.2012 по делу N А56-6180/2011, от 18.06.2013 по делу N А40-108801/2011 и от 15.10.2013 по делу N А10-3798/2012.
Таким образом, фактически при реализации одной и той же процедуры замены суда, на практике прослеживаются разные подходы к оценке императивной нормы о том, что рассмотрение дела, начатое определенным составом суда, должно им же и быть окончено.
Принятие настоящего законопроекта устранит образовавшийся в настоящее время в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации пробел, исключит из практики судов произвольную передачу дела от одного судьи другому судье этого же суда либо произвольную замену судей при коллегиальном рассмотрении дела.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.