Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям 18 июня 2020 г. к N 218, п. 3.3.
по проекту федерального закона N 966290-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статью 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в части наделения Корпорации полномочиями собственника имущества федеральных казенных предприятий)"
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Во исполнение решения Совета Государственной Думы от 8 июня 2020 года (протокол N 268, пункт 76) Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее также - Комитет) рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 966290-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статью 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает наделение Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - Корпорации "Ростех") отдельными полномочиями собственника имущества федеральных казенных предприятий - производителей боеприпасов и продукции спецхимии, для чего в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статью 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вносятся соответствующие изменения.
Принятие законопроекта направлено на качественную перестройку сложившейся системы взаимодействия разработчиков и производителей профильной продукции военного назначения путем создания единого контура управления ими в рамках структуры Корпорации, что за счет оптимизации режима загрузки основных мощностей и создания условий для конверсионного перепрофилирования освобождающихся производств позволит обеспечить повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так подотрасли в целом.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, считает ее экономически обоснованной и логически продуманной, основывающейся на получившей в последние годы широкое распространение в передовых экономиках мира практике наделения государственных корпораций неэффективно используемым публичным имуществом с одновременной передачей им отдельных государственных полномочий. В настоящее время аналогичными полномочиями в отношении профильных федеральных государственных унитарных предприятий наделены Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Вместе с тем, признавая необходимость принятия законопроекта, Комитет считает необходимым обратить внимание на ряд проектируемых положений, требующих дополнительного осмысления в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
В частности, ранее в многочисленных заключениях Комитета и Счетной палаты РФ неоднократно указывалось на недостаточность информации о финансово-экономическом состоянии, показателях деятельности предприятий, находящихся в ведении отраслевых министерств и государственных корпораций (компаний), не позволяющей сделать квалифицированную оценку качеству принимаемых управленческих решений и эффективности распоряжения государственным имуществом. Указанные данные не отражаются ни в отчетах отраслевых министерств, ни в государственной информационной системе промышленности, ни в отчетах об управлении федеральным имуществом.
Данное замечание в полной мере справедливо в отношении эффективности использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на возмещение затрат находящимся в ведении отраслевых министерств федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса, связанным с выполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд.
В этой связи, по мнению Комитета, передача Российской Федерацией Корпорации "Ростех" отдельных полномочий собственника имущества ряда федеральных казенных предприятий принципиальным образом не повлияет на указанный подход к формированию отчетности, поскольку эффективное распоряжение имуществом, в том числе и переданным государственным корпорациям, предполагает необходимость планирования. На сегодняшний день правовые основы такого планирования в нашей стране практически отсутствуют. В результате корпоративная стратегия отчетности Корпорации "Ростех" (впрочем, как любой иной государственной корпорации или компании) не отличается от подходов отраслевых федеральных органов исполнительной власти и не соответствует современным подходам и необходимым характеристикам планирования отчетности, предъявляемым к подобного родам институтам развития как в части выбора критериев эффективности управления имуществом, так и оценки проектируемых достижений и наступления юридических последствий их своевременного не достижения. В частности отсутствуют измеримые объективные критерии оценки, степень достоверности данных, не минимизировано количество субъективных подходов и относительных показателей, не соблюдены принципы реализуемости, регулярности и т.д.
В настоящее время согласно приложению N 3, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 1954-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, относящихся к ведению Минпромторга России" (с изменениями на 7 мая 2020 года), к ведению Минпромторга России относится всего 21 федеральное казенное предприятие. При этом из пояснительной записки следует, что в законопроекте речь идет о создании некой "устойчивой экономической структуры промышленности боеприпасов и спецхимии" посредством объединения "всей кооперации разработчиков и производителей боеприпасов под единым управлением".
В этой связи непонятно, о какой именно экономической структуре идет речь и за счет чего (и по каким финансово-экономическим показателям) будет обеспечена ее "устойчивость"? При этом, если подразумевается создание вертикально-интегрированной структуры производств от разработки до выпуска конечной продукции, то почему в ведение Корпорации "Ростех" не передаются государственные федеральные унитарные предприятия, относящиеся к этой же отрасли и также находящиеся в ведении Минпромторга России, такие как химические предприятия, научно-исследовательские институты химии и капсюльный завод.
Комитет считает, что поскольку законопроектом Корпорация "Ростех" наделяется отдельными полномочиями Российской Федерации в части имущества федеральных казенных предприятий то представляется необходимым регламентировать порядок осуществления корпорацией таких прав публичного собственника путем утверждения Правительством РФ соответствующего положения (по аналогии с Государственной корпораций по космической деятельности "Роскосмос" постановление Правительства РФ от 6 июня 2020 года N 837 "Об осуществлении Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации прав собственника имущества в отношении государственных унитарных предприятий, функций учредителя и прав собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений, а также прав собственника в отношении иного имущества.
С учетом изложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 966290-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" и статью 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.