Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 945923-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся оформления единой электронной визы и въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании единой электронной визы, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 8 мая 2020 года, протокол N 261) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 945923-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся оформления единой электронной визы и въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании единой электронной визы, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в части вопросов, относящихся к ведению Комитета, и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусмотрено введение единой электронной визы, предоставляющей право въезда в Российскую Федерацию с гостевым, деловым визитом, в качестве туриста, а также для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях и осуществления соответствующих связей и контактов. Законопроектом предлагается, что единая электронная виза оформляется гражданам иностранных государств по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации. Полномочием по оформлению единой электронной визы иностранным гражданам, подавшим заявление на специализированном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере иностранных дел, наделяются дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации. Законопроектом определяются порядок и сроки оформления единой электронной визы, а также особенности оформления такой визы для отдельных категорий пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территориях свободного порта Владивосток, Особой экономической зоны в Калининградской области, города Санкт-Петербург и Ленинградской области, воздушных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, так как для указанных категорий уже определен упрощенный визовый режим с использованием электронных виз.
Полагаем, что введение единой электронной визы на всей территории Российской Федерации будет способствовать развитию общественно-политических, экономических, спортивных и иных межгосударственных связей, положительно скажется на туристической инфраструктуре, а также доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, отдельные положения рассматриваемого проекта федерального закона нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке. Так, поскольку законопроектом предусматривается внесение изменений только в один законодательный акт - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", необходимо уточнить наименование проекта федерального закона.
Обращаем внимание, что пунктом 3 статьи 2 проекта федерального закона предлагается признать утратившими силу статьи 2 и 3 Федерального закона от 7 марта 2017 года N 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако с точки зрения законодательной техники не подлежат отмене нормы актов федерального законодательства, которыми ранее вносились изменения в базовый отраслевой федеральный закон. Таким образом, необходимо внесение изменений соответственно в статью 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", а не в Федеральный закон от 7 марта 2017 года N 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а пункт 3 статьи 2 проекта федерального закона требуется исключить. Также необходимо исключить пункты 4 и 5 статьи 2 законопроекта, поскольку ими предлагается признать утратившими силу статью 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 года N 393-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области" и статью 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории воздушных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа", однако по вышеуказанному основанию о недопустимости отмены изменяющих законодательных актов, изменения необходимо вносить в базовый федеральный закон, а именно в пункт 1.1 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.