Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 983401-7 "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - законопроект) разработан в целях равного обеспечения социальной защищенности работников федеральной противопожарной службы и работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации, спасателей федеральных профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей") предусмотрено создание профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований как в федеральных органах исполнительной власти, так и в субъектах Российской Федерации.
В силу положений пункта 7 статьи 25 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время согласно пунктам 16 и 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено:
мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации, работавшим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по достижении возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет Федеральным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрено.
Лица, работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, формированиях субъектов Российской Федерации, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости также не наделены.
При этом следует учитывать, что большинство региональных противопожарных служб, профессиональных аварийно-спасательных служб созданы в 2003 году в связи с проведенной на федеральном уровне реорганизацией.
Работники федеральной противопожарной службы и работники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, спасатели федеральных профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований и спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации в равной степени рискуют своей жизнью и здоровьем в процессе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Отличие федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, как и отличие деятельности спасателей федеральных профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации, заключается в их ведомственной принадлежности.
Работники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации осуществляют широкий круг задач по выполнению социально значимых работ, направленных на оказание помощи гражданам на территории субъектов Российской Федерации в кризисных ситуациях.
Вопрос о необходимости досрочного назначения страховой пенсии по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации, спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации актуален не только для Архангельской области, но и для других субъектов Российской Федерации.
11 июня 2019 года на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 июня 2019 года N 233-СФ "Об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Подпунктом 5 пункта 4 указанного постановления Правительству Российской Федерации рекомендовано "рассмотреть возможность внесения изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации, предусматривающих право на досрочный выход на пенсию работникам пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации".
На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статью ЗЗ.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые предусматривают исчисление общего стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом как стажа работы в федеральной противопожарной службе, так и стажа работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а также исчисление общего стажа работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - законопроект) повлечет дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации после 1 января 2021 года.
Законопроектом предусмотрено, что его положения вступают в силу с 1 января 2021 года.
Определить размеры средств, необходимых Пенсионному фонду Российской Федерации для реализации законопроекта, не представляется возможным ввиду отсутствия информации о количестве работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации, спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований субъектов Российской Федерации, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с законопроектом, во всех субъектах Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.