Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984546-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (далее - законопроект) направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию.
Законопроектом предлагается установить в отношении переработчиков этана или СУГ применение с 1 января 2022 г. права на налоговый вычет по акцизам с повышающим коэффициентом при условии введения ими новых производственных мощностей по переработке этана или СУГ в эксплуатацию после 1 января 2022 г. (проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн этана в год) или обязательного осуществления новых инвестиций в объекты основных средств, вводимых в эксплуатацию в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2027 г., в размере не менее 65 млрд. рублей, по заключенному до 1 января 2023 г. с Минэнерго России соглашению о создании новых мощностей и (или) модернизации (реконструкции) действующих мощностей по производству товаров, являющихся продукцией нефтехимии.
При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более 110 млрд. рублей законопроектом предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 г.
В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов законопроектом предусмотрено применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер "обратного акциза" на нефтяное сырье, для нефтепереработчиков, заключивших до 1 июля 2021 г. с Минэнерго России соглашение о создании новых мощностей (увеличению мощности действующих мощностей) по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить начиная с 1 января 2019 г. по любую дату после 1 января 2023 г. капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода или осуществить с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2026 г. введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в инвестиционном соглашении, в размере, не менее предусмотренных законопроектом стоимостных пределов.
В сложившихся условиях конъюнктуры рынка мазута по состоянию на апрель 2020 г. законопроектом предусмотрена корректировка определения средних дистиллятов, исключающая из этого определения мазут в целях выравнивания налоговой нагрузки у производителей мазута и создания равных условий для его потребителей, в частности, использующих мазут для выработки электроэнергии или бункеровки судов.
В целях соблюдения интересов бюджетной системы Российской Федерации и предприятий винодельческой отрасли законопроектом предлагается уточнить порядок расчета коэффициента, применяемого при определении размеров вычета сумм акциза, исчисленного в случаях использования винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла, поскольку действующий с 1 января 2020 г. коэффициент приводит к уменьшению эффективной ставки акциза на указанную крепкоалкогольную продукцию ниже ставки акциза на слабоалкогольную продукцию, что создает несопоставимые условия налоговой нагрузки в части акцизного налогообложения между производителями спиртных напитков по технологии полного цикла и производителями слабоалкогольной продукции и является прецедентом для обращения производителей слабоалкогольной продукции о снижении установленных в отношении нее ставок акцизов.
Одновременно вводятся переходные положения для производителей спиртных напитков полного цикла, сохраняющие действующие коэффициенты до 31 декабря 2023 г.
При этом законопроектом предусмотрена индексация такого коэффициента в 2023 году с учетом инфляции.
Предусмотрено уточнение применяемого при определении ставки налога на добычу нефти коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть Кц и показателя, характеризующего особенности добычи нефти Дм, в случае если их значение при ценах на нефть марки "Юралс" ниже 15 долларов США за баррель, составило менее нуля.
Во избежание удорожания спиртосодержащей продукции, используемой для уничтожения микроорганизмов, способных вызывать инфекционные заболевания, законопроектом предлагаются меры, направленные на поддержку производителей такой продукции в условиях действующего с 1 января 2020 г. механизма по контролю за использованием этилового спирта.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
При реализации федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" возмещение из федерального бюджета, обусловленное применением вычетов сумм исчисленного акциза (далее - "обратный" акциз) в отношении этана, направляемого на переработку в продукцию нефтехимии, с повышающим коэффициентом оценивается в размере 4,3 млрд. рублей в 2022 году, 12,1 млрд. рублей в 2023 году, 36,6 млрд. рублей в 2024 году.
Расчет возмещения акциза на этан произведен помесячно с учетом объемов переработки этана, представленных Минэнерго России в рабочем порядке, которые составили в 2022 г. - 628 тыс. тонн; в 2023 г. - 1583 тыс. тонн; 2024 г. - 4873 тыс. тонн. Также в расчете использованы ставка акциза на этан (9 000 рублей за тонну) и коэффициент возмещения (2,0), представленные в законопроекте.
Возмещение из федерального бюджета, обусловленное применением с 1 января 2022 г. "обратного" акциза на СУГ составит в 2022 году порядка 10.4 млрд. рублей, в 2023 году - 14,5 млрд. рублей, в 2024 году 15.5 млрд. рублей.
Расчет возмещения акциза на СУГ произведен помесячно на основе объемов потребления СУГ на нефтехимию: в 2022 г. - 3 200 тыс. тонн; в 2023 г. - 3 218 тыс. тонн; в 2024 г. - 3 542 тыс. тонн, с использованием ставки акциза в размере 4 500 рублей за тонну СУГ и коэффициент возмещения (2,0).
Максимальные расходы федерального бюджета на возмещение нефтеперерабатывающим предприятиям "обратного" акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, с применением с 1 июля 2020 г. дополнительного инвестиционного коэффициента при цене на нефть 30 долларов США за баррель и курсе 77,5 рублей за доллар США в 2020 году составят порядка 10 млрд. рублей, в 2021 году - 23 млрд. рублей, в 2022 году - 32 млрд. рублей, в 2023 году - 42 млрд. рублей и в 2024 году - 54 млрд. рублей.
Расчеты расходов федерального бюджета на возмещение нефтеперерабатывающим предприятиям "обратного" акциза на нефтяное сырье с применением с 1 июля 2020 г. дополнительного инвестиционного коэффициента конфиденциальны, поскольку включают в себя показатели планируемого прироста мощностей нефтеперерабатывающих заводов в рамках инвестиционных проектов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" потребует принятия следующих нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.
1. Приказ ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 21 сентября 2016 г. N ММВ-7-15/499@ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1725 "О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
3. Приказ Минэнерго России "Об утверждении перечня документов, подтверждающих фактическую оплату затрат, непосредственно связанных с созданием объектов основных средств, включенных в соглашение о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
4. Приказ Минэнерго России "Об утверждении формы запроса, формы подтверждения (отказа в подтверждении) о частичном выполнении налогоплательщиком соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, а также порядка направления указанного подтверждения".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
5. Приказ Минэнерго России "Об утверждении формы соглашения о замене стороны в соглашении о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и порядка его заключения".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
6. Приказ Минэнерго России "О внесении изменений в приказ Минэнерго России от 20 декабря 2018 г. N 1189 "Об утверждении состава и порядка представления Минэнерго России в ФНС России сведений о соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
7. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта постановления - Минфин России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
8. Постановление Правительства Российской Федерации "О соглашениях о модернизации (реконструкции) мощностей по переработке этана".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта постановления - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
9. Приказ ФНС России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
10. Приказ ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на этан".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
11. Приказ Минэнерго России и ФНС России "Об утверждении состава и порядка представления Минэнерго России в ФНС России сведений о соглашениях о модернизации (реконструкции) мощностей по переработке этана".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России и ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
12. Приказ ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на сжиженные углеводородные газы".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
13. Приказ ФНС России "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
14. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы соглашения о создании новых мощностей по глубокой переработке нефтяного сырья и (или) новых объектов основных средств и порядка его заключения с Минэнерго России".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта постановления - Минэнерго России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
15. Приказ Минэнерго России и ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России N ММВ-7-15/826@, Минэнерго России N 1189 от 20 декабря 2018 г. "Об утверждении состава и порядка представления Минэнерго России в ФНС России сведений о соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - Минэнерго России и ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона;
16. Приказ ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 29 августа 2017 г. N ММВ-7-15/694@ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с денатурированным этиловым спиртом, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 2 августа 2014 г. N ММВ-7-15/424@, Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 25 августа 2014 г. N ММВ-7-15/425@, Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 27 октября 2015 г. N ММВ-7-15/475@".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа - ФНС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.