Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (далее - Договор) подписан 30 октября 2019 г. в г. Будапеште.
По данным Венгерской Стороны численность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Венгрии и получающих пенсии в соответствии с законодательством этого государства, составляет 600 человек.
Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Венгрии, проживающих на их территориях, а также членов их семей. Предмет Договора составляют, в частности, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан в Российской Федерации).
В случае переезда застрахованного на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенной Российской Федерацией пенсии по его выбору будет осуществляться на территории Российской Федерации либо переводиться на территорию Венгрии.
Порядок обращения за назначением и выплатой пенсий и пособий будет определен административным соглашением по применению Договора.
Также предметом Договора являются пособие по временной нетрудоспособности, единовременное и ежемесячное пособия застрахованному в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также членам семьи в случае смерти застрахованного по этим причинам, осуществляемые Договаривающейся Стороной, законодательство которой распространялось на застрахованного, в случае если профессиональное заболевание впервые констатировано на территории другой Договаривающейся Стороны.
Договор содержит иные правила (положения пункта 3 статьи 5, статей 14 и 17 Договора), чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на страховую пенсию, исчисления размера страховой пенсии и выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (статьи 15 - 17), а также установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" (статья 12.1).
Так, в Российской Федерации при определении права на страховую пенсию по старости в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей РСФСР. Когда согласно законодательству Российской Федерации право на страховую пенсию по старости в связи с отсутствием требуемой величины ИПК не возникает, в соответствии с Договором будет применяться величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Венгрии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии будут устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом этого, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Договора он подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Венгрии и получающих страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 1 человек.
Численность граждан Венгрии, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, за которых работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет более 360 человек, из которых пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации достигнут в 2021 году - 7 человек, в 2022 году - 13 человек и в 2023 году - 13 человек. Средний размер страховой пенсии по старости в 2021 году составит 4 955,65 рубля, в 2022 года - 5 530,56 рубля, в 2023 года - 6 127,57 рубля.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
При осуществлении в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (далее - Договор) пенсионного обеспечения граждан Венгрии, подпадающих под его действие (часть III Договора с учетом положений статьи 28 Договора), средний размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца составит в 2021 году - 4 955,65 рубля, в 2022 году - 5 530,56 рубля и в 2023 году - 6 127,57 рубля.
Численность граждан Венгрии по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые достигают пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации, составит в 2021 году - 7 человек, в 2022 году - 13 человек и в 2023 году - 13 человек. Численность таких граждан определена расчетно, исходя из анализа реализуемых Пенсионным фондом Российской Федерации международных договоров о пенсионном обеспечении (социальном обеспечении) с иностранными государствами.
Предполагаемая численность граждан Венгрии, которым будет назначена страховая пенсия по инвалидности, составит в 2021 году - 2 человека, в 2022 году - 3 человека и в 2023 году - 4 человека, а численность граждан Венгрии, которым будет назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца, составит в 2021 году - 2 человека, в 2022 году - 3 человека и в 2023 году - 4 человека. Численность граждан, которые будут претендовать на назначение страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, может составить порядка 1,4 процента от общей численности пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости.
Реализация Договора повлечет за собой финансовые затраты на пенсионное обеспечение граждан Венгрии, которые в 2021 году за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составят 654,144 тыс. рублей (54,512 тыс. рублей в месяц), в 2022 году - 1 260,972 тыс. рублей и в 2023 году - 1 544,136 тыс. рублей.
Численность граждан Российской Федерации определена расчетным путем, исходя из анализа прироста численности получателей пенсий, прибывших из Венгрии на территорию Российской Федерации за последние три года, и составит в 2021 году - 2 человека, в 2022 году - 2 человека и в 2023 году - 3 человека.
Средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии составит в 2021 году 11 929,21 рубля, в 2022 году - 12 633,03 рубля и в 2023 году - 13 340,48 рубля.
Расходы на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации составят в 2021 году - 286,296 тыс. рублей (23,858 тыс. рублей в месяц), в 2022 году - 303,192 тыс. рублей и в 2023 году - 480,252 тыс. рублей.
Расходы, связанные с выплатой социальной пенсии гражданам Венгрии, проживающим на территории Российской Федерации, исходя из численности - 1 человека, составят в 2021 году - 121,594 тыс. рублей (10,13 тыс. рублей в месяц) (средний размер социальной пенсии - 9 939,1 рубля), в 2022 году - 125,221 тыс. рублей (средний размер социальной пенсии - 10 197,52 рубля) и в 2023 году - 129,291 тыс. рублей (средний размер социальной пенсии - 10 513,64 рубля).
Всего расходы на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Венгрии и социальной пенсии гражданам Венгрии составят в 2021 году - 1 062,034 тыс. рублей (67 тыс. рублей в месяц), в 2022 году - 1 689,385 тыс. рублей и в 2023 году - 2 153,679 тыс. рублей.
Финансирование расходов на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Венгрии будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Поскольку согласно положениям Договора социальные пенсии будут предоставляться в соответствии с нормами национального законодательства, расходы на их выплату будут осуществляться в пределах средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, направляемых на указанные цели.
Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в период 2019 - 2021 годов граждане, подпадающие под действие Договора в части назначения и выплаты накопительной пенсии или единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, отсутствуют, в связи с чем, расходов на их выплату в указанный период не возникнет.
В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации страховые выплаты гражданам Венгрии в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не осуществляет.
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием по Российской Федерации составит в 2021 году - 1 218 рублей, в 2022 году - 1 288,64 рубля и в 2023 году - 1 369,82 рубля.
Исходя из оценочного расчета количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в целом по Российской Федерации, расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по выплатам пособий данной категории застрахованных не превысят в 2021 году - 23,1 тыс. рублей, в 2022 году - 24,5 тыс. рублей и в 2023 году - 26 тыс. рублей.
Расходы на обеспечение граждан Венгрии, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, будут производиться в пределах общего объема расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по данному виду обязательного социального страхования.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерации и Венгрией о социальном обеспечении"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.