Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 984473-7 "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующей редакции части четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) технические средства реабилитации (далее - TCP) предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что установление места жительства является юридически значимым фактом для реализации предусмотренного Федеральным законом N 181-ФЗ права инвалидов на получение TCP. Однако прямое указание на место жительства в законе зачастую обуславливает невозможность получения инвалидами TCP по месту их пребывания, например, при нахождении в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в которые они помещаются по предусмотренным законодательством основаниям, или в период вынужденного пребывания в иных регионах, отличных от места их постоянной регистрации, в том числе в период прохождения членами их семей, на иждивении которых они находятся, службы или осуществления трудовой деятельности на договорной основе в таких регионах.
Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства предполагает регистрацию гражданина в соответствующем жилом помещении.
Вместе с тем, основываясь на позициях Верховного и Конституционного судов Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Факт регистрации не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. При этом отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В этой связи, в целях обеспечения инвалидам возможности реализации права на получение TCP в указанных выше случаях по месту их фактического пребывания настоящим проектом федерального предлагается предусмотренную в части четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ формулировку относительно места жительства исключить с учетом того, что непосредственный механизм предоставления TCP определяется в рамках установленного Правительством Российской Федерации порядка.
Реализация предлагаемого проектом федерального закона изменения не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичные законопроекты не находятся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона мО социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Реализация решений, предусмотренных законопроектом будет осуществляться в рамках объемов средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно Минтруду России на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
Постановления Правительства Российской Федерации
1. "О внесении изменений в пункт 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Основание - положения проекта федерального закона.
Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после вступления в силу положений проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение возможности подачи инвалидами заявлений о предоставлении технических средств реабилитации в уполномоченные органы (территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти г. Москвы) по месту их пребывания и урегулирование межбюджетных взаимоотношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и исключения случаев предоставления мер социальной поддержки инвалидам одновременно в нескольких субъектах Российской Федерации.
2. "О внесении изменений в пункты 3 и 9 Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников".
Основание - положения проекта федерального закона.
Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после вступления в силу положений проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение возможности подачи инвалидами заявлений об обеспечении собакой-проводником, а также о выплате компенсации в уполномоченные органы (территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти г. Москвы) по месту их пребывания.
Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
1. "О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н".
Основание - положения проекта федерального закона.
Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после вступления в силу положений проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение возможности выплаты инвалидам компенсации за самостоятельно приобретенные ими технические средства реабилитации и (или) оказанные услуги уполномоченными органами (территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, органами исполнительной власти г. Москвы) по месту их пребывания.
2. "О внесении изменений в Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, утвержденный приказом Минтруда России от 30 августа 2019 г. N 605н".
Основание - положения проекта федерального закона.
Срок подготовки: в течение 3-х месяцев после вступления в силу положений проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение возможности подачи инвалидами заявлений о проведении медико-технической экспертизы в уполномоченные органы по месту их пребывания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.