Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 986128-7 "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан Комиссией Государственной Думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России (далее - Комиссия) в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, определяющей появление новых форм противоправной деятельности, связанной с использованием информационных, коммуникационных и других высоких технологий, в том числе для распространения и пропаганды наркотиков в качестве основного фактора, оказывающего негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации.
По итогам встречи с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 6 сентября 2019 года Президент Российской Федерации поручил принять дополнительные меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающие внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт "л" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 сентября 2019 N Пр-2196).
Комиссией установлены многочисленные факты массового склонения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") молодого, репродуктивного населения России к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также навязывания представителями иностранных государств с использованием вышеуказанных средств информации идеологии "безопасности" наркопотребления и "безвредности" опийных наркотиков для беременных женщин.
В соответствии с докладами Государственного антинаркотического комитета наркоситуация в Российской Федерации в течение последних трех лет согласно результатам проводимого мониторинга оценивается как "тяжелая". При этом в городах Москва и Санкт-Петербург в 2019 году наркоситуация определена как "предкризисная".
В настоящее время число только официально зарегистрированных и стоящих на учете в наркодиспансерах наркозависимых лиц составляет более 400 тыс. потребителей наркотиков, в том числе более 5 тыс. несовершеннолетние.
Тех же, кто имел опыт хотя бы однократного потребления наркотиков в течение жизни, оценивается в 5,8% или порядка 8,5 млн человек, а потребляющих наркотики как регулярно, так и эпизодически - 1,9 млн. человек.
Ежегодно изымается более 20 т наркотиков и сильнодействующих веществ. Правоохранительными органами Российской Федерации ежегодно выявляется порядка двухсот тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, из которых более 70% (порядка 150 тыс.) отнесены к категории тяжких и особо тяжких. В 2019 году пресечено свыше 190 тыс. наркопреступлений, за их совершение осуждено 79 642 лица (в 2018 году осуждено 92 528 лица).
В то же время в 2019 году количество выявленных правоохранительными органами в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось почти на треть (на 31,2%) (с 18 918 до 24 817), из которых 97,3% выявлены органами внутренних дел (24 155). Данная категория наркопреступлений составляет 8,3% от всех преступлений, совершенных с использованием таких технологий, выявленных органами внутренних дел (289 796), и 13,2% от всех преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, зарегистрированных органами внутренних дел (182 746).
В 2019 году зарегистрировано 302 преступления, предусмотренных статьей 230 УК России, из них направлено в суд 182. За январь-апрель 2020 года данный показатель составил 113 и 63 соответственно.
В законодательстве Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", часть третья статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") содержатся запреты на распространение информации о способах, методах незаконного изготовления, хранения, переработки, производства, сбыта, пересылки или перевозки наркотиков или новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования, сбыта, перевозки или пересылки растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Указанные действия, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), являются общественно опасными, поскольку охватывают многомиллионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют созданию устойчивого спроса на наркотики и ведут к расширению сбыта запрещенных веществ. При этом технические возможности сети "Интернет", используемые для создания и распространения информации о наркотиках и склонения лиц к их потреблению, позволяют с минимальными затратами реализовать преступный замысел (анонимность, трансграничный характер, оперативность и быстрота распространения, охват широкой аудитории). В этих целях злоумышленниками широко используются различные социальные сети, интернет-площадки популярных форумов, ресурсы крупных тематических сайтов, свободный доступ к которым имеет неограниченное число пользователей.
В соответствии с докладом Государственного антинаркотического комитета о наркоситуации в Российской Федерации в 2019 году в общей сложности в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Роскомнадзором в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр), внесено 21715 интернет-страниц (или доменных имен интернет-сайтов). В 2019 году МВД России рассмотрено 40611 электронных обращений, по которым принято свыше 22,7 тыс. экспертных решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам.
На основании 756 решений судов о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в Единый реестр внесено более 893 интернет-ресурсов, содержащих информацию о пропаганде наркотиков. В настоящее время блокируется доступ к 15 127 интернет-ресурсам.
Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве отсутствует соответствующий квалифицирующий признак, предусматривающий склонение к потреблению наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации путем дополнения части второй пунктом "д", устанавливающим уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Одновременно предлагается дополнить указанную статью частью четвертой, предусматривающей повышенную ответственность за деяния, указанные в частях 1-3, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших. При этом предусматривается уголовное наказание в виде лишения свободы от 12 до 15 лет, увеличивая нижний предел уголовной ответственности за указанное преступление в соответствии с частью 4 данной статьи.
Подследственность данного состава преступления предлагается в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации отнести к следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.