Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808985-7 "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части отнесения к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части отнесения к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации" разработан в целях отнесения части третьей статьи 242 (Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
За период с 2015 по 2018 годы отмечено увеличение на 22,7% количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 242 УК. Одновременно анализ статистических данных свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа нераскрытых преступлений, предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 242 УК, - с 27,8% 2015 году до 34,4% в 2018 году.
Сложности в своевременном установлении лиц, совершающих данные преступления, обусловлены отсутствием правовых оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, что фактически исключает возможность их раскрытия по "горячим следам" и, как следствие, приводит к тому, что значительная часть преступлений остается нераскрытой.
Анализ правоприменительной практики также свидетельствует о сформировавшейся тенденции изъятия прокурорами уголовных дел у дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации и их передачи в органы предварительного следствия системы МВД России.
В 2018 году прокурорами было изъято 80 уголовных дел о преступлениях данного вида, то есть 18,1% от находивших в производстве дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации уголовных дел. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации в 2018 году прокурорами изъято около 80% уголовных дел.
Необходимость изъятия уголовных дел для их передачи в органы предварительного следствия системы МВД России зачастую обусловлена невозможностью окончания дознания в установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации сроки в связи с производством нетрадиционных судебных экспертиз (например, судебная экспертиза информационной продукции, сексологическая, комплексная медико-искусствоведческая судебная экспертиза, портретная, культуроведческая, компьютерная (или программно-техническая) судебные экспертизы), сложность в назначении и производстве которых связана с отсутствием экспертных учреждений, проводящих данные исследования по месту предварительного расследования.
В этой связи законопроектом предлагается отнести преступления, предусмотренные частью третьей статьи 242 УК, к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.