Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 810360-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещения (далее - договор найма), предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - дети-сироты) составляет пять лет. Этот срок может быть продлен по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Таким образом, у субъектов Российской Федерации есть право продлить срок договора найма, но отсутствует право его сократить. Между тем ситуация с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот в субъектах Российской Федерации кардинально отличается друг от друга.
Федеральный закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепил право на получение жилого помещения для лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Примеры из субъектов Российской Федерации показывают, что это граждане в основном в возрасте страше 30 лет. Большинство из них имеют представление о правах и обязанностях нанимателя жилого помещения и осознают свою ответственность за надлежащее содержание предоставленных им квартир. Представляется, что указанным лицам не требуется дополнительное государственное сопровождение в течение срока действия договора найма специализированного жилого помещения ввиду их полной адаптации к постинтернатным условиям проживания.
Устанавливая пятилетний срок проживания детей-сирот в жилом помещении по договору найма, законодатель пытался предотвратить незаконные сделки, мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения, а соответственно гарантировать защиту их жилищных прав. Но это утверждение справедливо только для тех случаев, когда дети-сироты фактически получают жилые помещения по новым правилам сразу по достижении ими возраста 18 лет.
По информации Федеральной службы судебных приставов на 1 января 2019 года, неоконченными остаются 23,7 тыс. исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. И здесь речь о лицах, намного старше 18 лет.
По оценке Счетной палаты Российской Федерации на 1 января 2018 года, численность детей-сирот, стоящих на учете на получение жилых помещений, составила более 258 тысяч человек, из них 65% - старше 18 лет. Потребность в средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями всех состоящих на учете детей-сирот, достигших возраста 18 лет, расчетно составляет 167,6 млрд. рублей. При фактически выделяемых ежегодно средствах на данные цели из бюджетов всех уровней покрыть задолженность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возможно в среднем за пять лет, однако по ряду регионов этот период оценивается существенно выше (республики Ингушетия, Мордовия, Тыва, Удмуртская Республика, Забайкальский край, Амурская и Омская области, Еврейская автономная область). Так, например, согласно данным Счетной палаты Российской Федерации примерный срок ожидания получения жилого помещения в Республике Тыва составит 83 года, в Алтайском крае - 14 лет, в Кемеровской области 13 лет.
Такие огромные сроки ожидания жилого помещения при его полном отсутствии, безусловно, полностью адаптируют детей-сирот к реалиям новой, постинтернатной жизни, в связи с чем представляется нецелесообразным выдерживать пятилетний срок действия договора найма цель которого при указанных обстоятельствах утрачивает свою актуальность. Тем не менее, вопрос сокращения срока действия договора найма, предлагается все же решать постепенно и при определенных условиях.
Законопроектом предлагается сократить срок действия договора найма до трех лет по решению органа власти субъекта Российской Федерации в случае высокой степени социализации лица, которому это помещение предоставлено, при наличии в совокупности следующих обстоятельств: наличие у заявителя ребенка (детей), достижение нанимателем (им) возраста 23 лет; наличие у него документально подтвержденного не менее чем за 12 месяцев, предшествующих дате обращения, постоянного дохода от трудовой, предпринимательской деятельности, иного дохода от источников, не запрещенных в Российской Федерации, в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации; отсутствие задолженности по налогам и сборам и другим платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; исполнение обязанностей нанимателя по договору найма; отсутствия заявителя на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; отсутствие судимости либо уголовное преследование в отношении заявителя прекращено по реабилитирующим основаниям.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.