Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
о проекте федерального закона N 721525-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" (в части регулирования случаев размещения в водоохранных зонах специализированных хранилищ пестицидов и ядохимикатов на территориях портов), внесенном Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 721525-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации", и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается разрешить размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов на территориях портов и терминалов по перевалке пестицидов и агрохимикатов на морской и речной транспорт, расположенных в границах водоохранных зон.
В обосновании указано, что перевалка минеральных удобрений в морских портах невозможна без накопления судовой партии, для которой требуются специализированные склады, с необходимыми условиями для сохранности груза. Запрет на размещение специализированных складов на территории морских портов делает невозможным строительство дополнительных мощностей по перевалке минеральных удобрений в портах Российской Федерации и приводит к направлению данных видов российских грузов для перевалки на экспорт в иностранные порты.
Также утверждается, что действующая редакция статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации "не позволяет реконструировать существующие и строить новые перевалочные комплексы, включая склады в портах для накопления судовых партий удобрений и агрохимикатов".
Пункт 6 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации направлен на реализацию целей установления водоохранных зон - предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Предлагаемые законопроектом изменения противоречат экологической цели установления водоохранных зон водных объектов.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту "размещение терминалов и специализированных складов с минеральными удобрениями в непосредственной близости с морем не оказывает негативного воздействия на экологию вследствие закрытой технологии перевалки и при соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды при строительстве специализированных терминалов".
При этом авторами не учитывается, что требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются преимущественно в рамках санитарного законодательства, о котором в материалах к законопроекту даже не упоминается. Правовое регулирование отношений в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - 109-ФЗ), в котором устанавливаются особенности производства, реализации, хранения, транспортировки, применения, обезвреживания, утилизации, уничтожения и захоронения пестицидов и агрохимикатов.
Законодательство в области охраны окружающей среды не предусматривает отдельных требований к хранению указанных веществ, что делает ссылку на него неправомерной.
Кроме того, при размещении специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов должны соблюдаться требования земельного, градостроительного и целого ряда других отраслей законодательства.
Далее, в пояснительной записке к законопроекту обосновывается необходимость размещения специализированных хранилищ исключительно агрохимикатов, причем часто указываются только минеральные удобрения. В то же время требования к хранению пестицидов и агрохимикатов, а также отдельных их разновидностей могут существенно различаться, что никак не отражено в законопроекте.
Из содержания законопроекта невозможно определить, какие конкретно объекты, предназначенные для хранения пестицидов и агрохимикатов, предполагается создавать в границах водоохранных зон на территориях морских портов, что представляется необходимым с учетом возможных экологических и других рисков предлагаемой отмены действующего запрета.
В частности, термины статьи 19 109-ФЗ "размещение" и "специализированные хранилища, предназначенные для хранения пестицидов и агрохимикатов" сейчас на практике трактуются неоднозначно. К таким хранилищам, как правило, относят "склады", "складские помещения" и "складские территории". Если данные объекты признаются объектами капитального строительства, то под их размещением понимается строительство, реконструкция и эксплуатация. В других случаях размещение трактуется как выделение определенных территорий, установка или возведение некапитальных строений, сооружений и т.д.
В соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2584-10 "Требования безопасности при хранении и отпуске пестицидов и агрохимикатов" складские помещения должны иметь санитарно-защитные зоны, размеры которых должны соответствовать санитарным правилам и нормам, а сооружать их следует таким образом, чтобы не допустить хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.
Складские территории, предназначенные для хранения свыше 50 тонн пестицидов, должны быть обеспечены водопроводом и системой очистки сточных вод от пестицидов. На территориях складов пестицидов вместимостью менее 50 тонн, а также складов для хранения агрохимикатов выделяется площадка с водонепроницаемыми колодцами - нейстарлизаторами или другими емкостями для сбора и обезвреживания сточных и промывных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами.
Для нейтрализации рассыпанных (разлитых) пестицидов и агрохимикатов склады обеспечиваются достаточным количеством дезактивирующих средств. Места сброса обезвреженных сточных вод согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Запрещается сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, образующихся на складах хранения, в действующие системы канализации и поверхностные водоемы. Условия сброса очищенных сточных вод данной категории определяются гигиеническими требованиями.
В законопроекте и обосновывающих материалах к нему ничего не говорится о том, каким образом и возможно ли на территориях морских портов устанавливать санитарно-защитные зоны определенных размеров, места сброса обезвреженных вод и осуществлять другие подобные мероприятия.
Отсутствие ясности в указанных вопросах не может обеспечить надлежащее правовое регулирование затрагиваемых законопроектом отношений.
Законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы с отрицательным заключением Правительства Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 721525-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" и предлагает Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.