Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 816724-7 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий"
Досье на проект федерального закона
В течение сотен лет книги аккумулируют и сохраняют для будущих поколений информационную и познавательную культуру, несут в себе художественную и досуговую ценность, формируют и систематизируют общественно-исторические смыслы и духовные ценности нации.
Книга - одна из базовых составляющих культуры. В этой связи книжный магазин должен позиционироваться как культурно-просветительское учреждение, а не коммерческое, и должен рассчитывать на особое внимание и поддержку к себе со стороны государства и общества.
В РСФСР в 1989 году насчитывалось 8455 книжных магазинов. В настоящее время обеспеченность россиян книжными магазинами демонстрирует рекордно низкие значения (к примеру, в 2017 году в России функционировало около 2200 книжных магазинов). Сегодня это примерно в 8 раз меньше, чем в СССР и в 2 раза меньше, чем было в Российской империи в конце XIX века. Если в Европе один книжный магазин приходится на 20 тысяч жителей, то в России на 60 тысяч. Причина в том, что в условиях рынка книжные магазины платят рыночную аренду, конкурируя с автосалонами, продуктовыми сетевыми супермаркетами, ресторанами и магазинами одежды. Это приводит к вымыванию книг даже из книжных магазинов, и сейчас в них главным образом продаются не только книги, но и так называемые сопутствующие товары: компьютерные игры, аудио/видеопродукция, канцелярские товары, сувенирная продукция и прочее.
С 2008 года средняя цена книги поднялась более чем на 40%. Дальнейшее повышение может привести к резкому снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объёмов продаж.
Сокращение книжных магазинов, приводящее к уменьшению объемов выпуска книг, повышению цен на книги, снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объемов продаж, во многом обусловлено высокой арендной платой за торговые помещения, которая сегодня составляет более 30 % от общих затрат книготорговых предприятий.
В связи с этим возникает необходимость расширения книготорговой сети. В качестве одного из вариантов решения проблемы Минкультуры России видит в возможности разрешить организациям культуры (за исключением организаций культуры, являющихся казенными учреждениями) заключать договоры аренды с установлением льготной ставки арендной платы в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, для осуществления розничной торговли книгами, газетами, журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию чтения.
Приказом Минкультуры России будут утверждены требования к ассортименту книг, газет, журналов и литературно-просветительским мероприятиям, направленным на популяризацию чтения (поэтические, литературные клубы, клубы книголюбов, литературно-поэтические вечера, презентации книг, литературно-музыкальные гостиные, встречи с деятелями культуры, науки и литературы). Упор будет сделан на книги о культуре, искусстве, истории, книги образовательного характера.
Другим социально значимым аспектом открытия новых магазинов является создание новых рабочих мест.
Предлагаемая инициатива создаст определенный симбиоз между организациями культуры и книжными магазинами, повысит привлекательность предоставляемых культурных благ как одними, так и другими. Кроме того, государственные и муниципальные организации культуры отличаются высокой посещаемостью населения, а особенно учащейся молодежи, поэтому размещение книжных магазинов в указанных организациях будет действенной мерой по продвижению литературы среди юношества.
Примерная форма договора аренды на условиях льготной арендной платы государственного или муниципального имущества с целью осуществления розничной продажи книг, газет и журналов, а также порядок расчета льготной ставки арендной платы будут определяться актом Правительства Российской Федерации (актами органа власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно).
Кроме того, существенным условием договора аренды является целевое использование передаваемого в аренду имущества только для розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию чтения.
Таким образом, законопроектом предлагается установить жесткое правило целевого использования имущества. Такое условие должно быть указано в проекте договора при проведении аукциона, а также включено в условия договора при его заключении. Правило позволяет избежать возможных манипуляций с изменением формально основных видов деятельности организации для победы в аукционе и последующего осуществления иной деятельности. Правило контролируемо и проверяемо, что также снимает риски с учреждений культуры, которым легко будет его проверить и в случае нарушения такого правила расторгнуть договор.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Реализация законопроекта также не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в части наделения организаций культуры правом предоставлять в аренду по льготным ставкам арендной платы государственное или муниципальное имущество для осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий" потребуется принятие следующих актов:
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерной формы договора аренды на условиях льготной арендной платы государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за организациями культуры (за исключением организаций культуры, являющихся казенными учреждениями), заключаемого с целью осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами и журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию чтения" (отв. Минкультуры России);
постановление Правительства Российской Федерации "Порядок расчета льготной арендной платы по договору аренды на условиях льготной арендной платы государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за организациями культуры (за исключением организаций культуры, являющихся казенными учреждениями), заключенному с целью осуществления арендатором розничной торговли книгами, газетами, журналами и проведения литературно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию чтения" (отв. Минкультуры России);
приказ Минкультуры России "Об утверждении требований к ассортименту книг, газет, журналов и литературно-просветительским мероприятиям, направленным на популяризацию чтения (поэтические, литературные клубы, клубы книголюбов, литературно-поэтические вечера, презентации книг, литературно-музыкальные гостиные, встречи с деятелями культуры, науки и литературы), проводимым арендатором по договору аренды на условиях льготной арендной платы государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за организациями культуры (за исключением организаций культуры, являющихся казенными учреждениями)" (отв. Минкультуры России).
Указанные акты будут приняты в течение шести месяцев со дня принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.