Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 819906-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в статью 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение порядка осуществления закупок, и в статью 7.31 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в части введения предупреждения и минимального размера административного штрафа за указанные административные правонарушения.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации введение ответственности за административное правонарушение, установление конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Размер административного штрафа должен быть экономически обоснован с точки зрения общественной опасности и соразмерности содеянному правонарушению. Размер следует устанавливать дифференцировано вышеуказанным принципам административного права.
Установление законодателем недифференцированных по размеру административных штрафов за нарушение норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, невозможность его снижения не позволяют применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
В связи с этим, при рассмотрении должностными лицами контрольных органов Костромской области в сфере закупок дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.30 и 7.31 КоАП РФ, с учетом размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния в большинстве случаев принимается решение о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Анализ статистической информации по осуществлению административного производства на территории Костромской области в сфере закупок за период 2016 - 2018 годов свидетельствует о том, что из 42 дел, возбуждённых по частям 1.3, 1.4, 2, 6, 14 ст. 7.30 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушений прекращено 29 дел (69% от общего числа дел, возбуждённых по указанной статье). Из 65 дел, возбуждённых по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в связи с малозначительностью прекращено 53 дела (81,6% от общего числа дел, возбуждённых по данной статье).
Информация, представленная контрольными органами Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тверской, Новгородской областей за этот же период, свидетельствует об аналогичной ситуации, поскольку из 1172 дел, возбуждённых по частям 1.1, 1.3, 1.4, 2, 6, 8, 14 ст. 7.30 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушений прекращено 845 дел (72,1%). Из 1481 дела, возбуждённого по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, в связи с малозначительностью прекращено 1239 дел (83,7%).
В этой связи предлагаемые изменения санкций (предупреждение и введение нижнего предела административного штрафа) по указанным составам обусловлены необходимостью достижения предупредительной цели наказания по данным составам правонарушений, а также последовательной реализации принципа неотвратимости наказания.
Кроме того, указанные составы административных правонарушений не связаны с коррупциогенными факторами, не оказывают значимого влияния на соблюдение принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции.
Законопроектом также предлагается дополнить часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим возбуждение в отношении должностного лица заказчика производства по делу об административном правонарушении в случае уменьшения финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных заказчику бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, приведших к невозможности исполнения заказчиком обязательств по контракту.
Таким образом, уже на стадии осуществления проверочных действий в сфере закупок в части срока и порядка оплаты по контракту при наличии данных обстоятельств должностное лицо контрольного органа в сфере закупок не возбуждает производство по делу об административном правонарушении, что в значительной степени повлияет на эффективность контрольной деятельности.
Законопроект направлялся в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для предварительного рассмотрения. Комиссия Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства считает внесение законопроекта в Государственную Думу возможным после его доработки.
Законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в заключениях и отзыве, подготовленных в ходе рассмотрения законопроекта в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, в том числе в заключении вышеуказанной Комиссии Совета: законодателей.
Председатель |
А.А. Анохин |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.