Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 745092-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроект подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 года N Пр-1067, в соответствии с которым поручено обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих определение деятельности по ведению электронной очереди в дошкольных образовательных организациях, включая прием и учет заявлений от граждан, как государственной (муниципальной) услуги, установление правового статуса системы электронной очереди и обязательных единых для исполнения функционально-технических требований к электронной очереди, а также создание прозрачного и доступного механизма информирования граждан об изменении места в электронной очереди и основаниях такого изменения.
Как указано в пояснительной записке, в настоящее время в субъектах Российской Федерации функционируют информационные системы, обеспечивающие предоставление указанной услуги в электронном виде (далее - "электронная очередь"). Непрерывное функционирование на федеральном уровне информационной системы, обеспечивающей ведение "электронной очереди", осуществляется с 1 апреля 2014 г. (далее - федеральная информационная система). Передача данных из указанных информационных систем субъектов Российской Федерации в федеральную информационную систему осуществляется в автоматическом режиме. Порядок формирования и ведения региональных информационных систем определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций, согласованных в 2015 году Минобрнауки России, Минкомсвязи России и Минэкономразвития России.
Законопроект направлен на обеспечение реализации права детей на прием в дошкольные образовательные организации путем установления единого организационного и технического подхода к формированию и ведению информационных систем доступности дошкольного образования.
С этой целью законопроектом предлагается статью 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дополнить новой частью 4.1, устанавливающей, что прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется посредством распределения детей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с использованием региональных информационных систем, которые обеспечивают, в том числе, прозрачность очередности выделения мест для детей, нуждающихся в их получении, а также доступность механизма информирования родителей (законных представителей) детей о последовательности выделения таких мест и об основаниях изменений очередности.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 98 Федерального закона новыми частями 13-22, в соответствии с положениями которых, в том числе:
- в целях сбора сведений о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми на федеральном уровне создается федеральная информационная система доступности дошкольного образования;
- в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми создаются региональные информационные системы доступности дошкольного образования;
- Правительством Российской Федерации утверждаются порядок формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования и методические рекомендации к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе для предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из них;
- устанавливается закрытый перечень сведений, содержащихся в региональных информационных системах, а также закрытый перечень персональных данных, обработка которых осуществляется в региональных информационных системах;
- определяются заказчики, операторы, поставщики и пользователи информационной системы на федеральном и региональном уровне.
Таким образом, устанавливается правовой статус уже функционирующих информационных систем доступности дошкольного образования, формирование и ведение федеральной и региональных информационных систем будет осуществляться в рамках текущей информатизации и полномочий по обеспечению учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.
По мнению разработчиков, предлагаемые изменения позволят обеспечить единообразие механизмов учета данных о детях, нуждающихся в получении места в образовательных организациях, приведут к повышению уровня информированности родителей (законных представителей) о результатах рассмотрения заявлений на обеспечение дошкольным образованием, последовательности выделения мест детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать повышению ответственности органов и организаций, уполномоченных вносить сведения в информационные системы.
Учитывая изложенное, Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, отмечает следующее.
Требует дополнительного обоснования введение в проектируемой части 4.1 статьи 67 законопроекта термина "распределение детей для приема на обучение", поскольку данная формулировка в дальнейшем не используется и не согласуется с функционалом информационных систем.
Законопроект не содержит единого технического подхода к формированию и ведению информационных систем, поскольку не включает в себя положения о необходимости разработки и утверждения требований к форматам данных, собираемых в региональных и передаваемых в федеральную информационную систему.
Законопроект не содержит положений, предусматривающих возможность регистрации в информационных системах в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг, а также через единую систему идентификации и аутентификации.
В законопроекте требуется уточнить состав сведений, предоставляемых родителям (законным представителям) из информационных систем, порядок их предоставления, в том числе в электронной форме.
Комитет разделяет позицию Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое обращает внимание на необходимость соотнесения положений проектируемых частей 15-22 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которые содержат подробный перечень информации (включая перечень персональных данных), включаемых в федеральные и региональные информационные системы доступности дошкольного образования, а также перечень лиц, являющихся заказчиками, операторами, поставщиками и пользователями этих систем, с проектируемой частью 14 статьи 98 Федерального закона, согласно которой порядок формирования и ведения указанной федеральной информационной системы определяется Правительством Российской Федерации, а порядок формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования - соответствующими субъектами Российской Федерации. Также отмечается, что в отношении государственных информационных систем в системе образования, предусмотренных статьей 98 Федерального закона, порядок их функционирования и ведения, включая перечень информации, регулируется в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах (например, постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 755; постановление Правительства РФ от 24 мая 2013 года N 438).
Разработчики законопроекта указывают, что его реализация потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования" и "Об утверждении методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе предоставления родителям (законным представителям) сведений из них". Комитет считает необходимым рассмотрение проектов указанных актов на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 30 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все положительные;
- 45 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - все положительные.
В целом, законопроект поддержали 23 субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 745092-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" с учетом его доработки ко второму чтению в соответствии с высказанными замечаниями.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.