Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусматривается уточнение и корректировка отдельных параметров исчисления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
В частности, проектом федерального закона предусматривается следующее:
- уточнен порядок определения минимальной цены на газ в случае отсутствия цены на газ для соответствующего региона добычи;
- уточнено положение, позволяющее определять в качестве цены на попутный газ (далее - ПНГ) для целей исчисления НДД фактическую цену реализации, в случае реализации ПНГ собственникам объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациям, в которых непосредственно или косвенно участвует собственник объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов;
- уточнено положение по определению цены на ПНГ и затрат на транспортировку как средневзвешенное значение цен по договорам за месяц;
- уточнен ряд положений по учету фактических расходов, а также использованию объектов амортизируемого имущества для целей исчисления НДД;
- в случае реорганизации юридическому лицу - правопреемнику, ранее не являвшемуся плательщиком НДД, предоставляется право учесть не перенесенные (исторические) убытки реорганизуемого юридического лица, которое являлось до реорганизации плательщиком НДД.
Пользователям недр, добывающим нефть на участках недр, расположенных на территории Российской Федерации и включающих запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, предлагается предоставить право перейти на применение НДД ("2 группа").
Предлагается расширить перечень участков недр "3 группы", при добыче углеводородного сырья на которых применяется НДД, за счет выработанных месторождений и месторождений, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и на территории Сахалинской области.
При этом налоговая льгота по НДПИ, предусмотренная пунктом 2 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяется.
Также в целях налогообложения НДД проектом федерального закона расширяется перечень участков недр "4 группы".
В целях эффективности взимания НДД проектом федерального закона предусматривается ограничение переноса исторических убытков в размере не более 50 процентов такого убытка на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г. включительно. При этом снижен коэффициент индексации до 1,07, определяющий сумму переноса на будущее убытков. Данные меры не распространяются на месторождения углеводородного сырья, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации.
Кроме того, уточнен порядок определения значения удельных расходов при расчете минимальной налоговой базы по НДД, согласно которому значение удельных расходов устанавливается в размере 7 140 рублей до 31 декабря 2023 г. и 8 600 рублей с 1 января 2024 г., а также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, начиная с 2021 года.
Проектом федерального закона определено применение коэффициента, характеризующего период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр (), в отношении участков недр, утративших право на применение понижающего коэффициента с 1 января 2021 г. и расположенных на территории Российской Федерации и включающих запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в размере 1. Для отдельных месторождений углеводородного сырья значение коэффициента предлагается установить в размере 1,2 и 1,95 на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г.
Продлевается срок применения понижающего коэффициента для месторождений "пятой группы", применяющих НДД.
Также проектом федерального закона предлагается отменить налоговые льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 и менее 10 000 , а также 10 000 и более (в пластовых условиях), с 1 января 2021 г.
Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, предусмотренного статьей 343.5 Налогового кодекса Российской Федерации, путем установления цены на нефть в размере 25 долларов США за баррель.
Кроме того, налоговые ставки по НДПИ в отношении отдельных добытых твердых полезных ископаемых (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней) предлагается определять с учетом рентного коэффициента , значение которого составит 3,5.
Принятие соответствующего федерального закона позволит повысить эффективность взимания НДД и НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы федерального бюджета от введения НДД и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В нем отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проектом федерального закона не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Законопроектом также предусматривается отмена применения к налоговой ставке НДПИ коэффициента 0,7 налогоплательщиками, освобожденными по состоянию на 1 июля 2001 г. от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Принятие федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики выявил необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части реализации положений предусматривающих повышение эффективности взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), приведет к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет в размере 237 млрд. рублей в год.
Кроме того, сумма налоговой льготы в форме применения к налоговой ставке налога на добычу полезных ископаемых коэффициента 0,7 для налогоплательщиков, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых, разведанных за счет собственных средств, составляет (по данным формы налоговой отчетности 5-НДПИ) в 2015 году - 2,6 млрд. рублей; в 2016 году - 1,3 млрд. рублей; в 2017 году - 1,8 млрд. рублей; в 2018 году - 2,3 млрд. рублей; в 2019 году - 3,1 млрд. рублей.
При отмене применения коэффициента 0,7 к ставке налога на добычу полезных ископаемых сумма дополнительных поступлений в федеральный бюджет оценивается в размере порядка 3 млрд. рублей в год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребует изменения следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 317 "О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФАС России.
Соисполнители: Минэнерго России, Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
2) приказ ФНС России от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/828@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку нормативного правового акта, - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев с даты принятия федерального закона.
3) приказ ФНС России "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 20 декабря 2018 г. N ММВ-7-3/827@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку изменений нормативного правового акта, - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев со дня вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.