Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой (далее - Постановление), которым подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них положения о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий - в системе действующего правового регулирования и с учетом их истолкования в правоприменительной практике - в силу своей неопределенности не позволяют однозначно определить условия такого возмещения.
Реализация положений подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, как свидетельствует правоприменительная практика, допускает возможность неоднозначной интерпретации их нормативного содержания. Такая неопределенность обусловлена, помимо прочего, отсутствием необходимой ясности в вопросе о правовой природе предусмотренного этой статьей института возмещения убытков при ограничении прав правообладателей земельных участков и, соответственно, о природе юридических оснований для компенсации, в частности за правомерные действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые носят по отношению к правообладателям земельных участков принудительный характер, несмотря на то, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого их толкования в правоприменительной практике.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение изменений в подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению.
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, позволят устранить обозначенную неопределенность в правоприменительной практике и установить, что возмещению в полном объеме подлежат в том числе убытки, которые возникают в связи с ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, сервитута, публичного сервитута, резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания или расширения особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением границ населенных пунктов, а также выключением земельных участков в границы населенных пунктов.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.