Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1024052-7 "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - законопроект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", пункта 3 статьи 7, пункта 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8 и части 2 статьи 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан A.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой".
В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Российская Федерация обязана стремиться к возможно более полному возмещению неисчислимого и невосполнимого вреда, причинённого жертвам политических репрессий, на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала.
Действующее законодательство устанавливает право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, быть принятыми на учёт и быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу о том, что отсутствие в федеральном законе специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, порождает неопределённость в отношении возможности реализации этого права указанной категорией лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поскольку правоотношения по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей в случае их возвращения на прежнее место жительства комплексно реализуются на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых субъектов Российской Федерации, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что федеральный законодатель должен урегулировать условия и очерёдность предоставления таким лицам жилых помещений по прежнему месту жительства.
Согласно пункту 2 резолютивной части указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, федеральному законодателю надлежит незамедлительно - исходя из требований Конституции Российской Федерации и на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Законопроект предусматривает, что реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Законопроектом также предусмотрены особые сроки предоставления таких выплат - в срок не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Предлагаемое регулирование направлено на достижение целей Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" - восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.
Необходимо учитывать, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учёт в обычном порядке не является адекватным возмещением понесённого вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста. По сведениям из открытых источников, в некоторых субъектах Российской Федерации граждане, принятые на жилищный учет, ожидают получение жилых помещений в среднем более 30 лет. Находясь в общей очереди, реабилитированные лица, имеющие право вернуться на прежнее место жительства, попросту не дождутся гарантированного им жилья.
Учитывая значительное время, прошедшее со времён политических репрессий советского периода, число лиц, имеющих право на получение жилого помещения в порядке статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", постоянно сокращается.
Исходя из этого, необходимо обеспечить жилыми помещениями реабилитированных лиц, возвращающихся на прежнее место жительства, в возможно короткий срок.
В законопроекте также указано, что расчёт размера единовременной денежной выплаты реабилитированным лицам осуществляется с учётом совместно проживающих с ними членов их семей. Это необходимо для того, чтобы реабилитированные лица не оказывались перед выбором возвратиться на прежнее место жительства или сохранить семью. Восстановление прав жертв политических репрессий не может осуществляться за счёт разрушения их семей.
В настоящее время финансирование расходных обязательств по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей осуществляется за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в общем порядке.
Между тем, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П, из статей 71 (пункт "в") и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации в совокупности с её статьями 19 (части 1 и 2) и 52 вытекает обязанность федерального законодателя урегулировать права лиц, являющихся жертвами политических репрессий, с тем чтобы на всей территории Российской Федерации были обеспечены равные условия реализации этими лицами конкретных гарантий, закреплённых федеральным законом. Соответственно, применительно к статье 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" это означает, что именно федеральный закон должен регулировать порядок принятия реабилитированных лиц на учёт и обеспечения их жилыми помещениями по прежнему месту жительства, а финансирование соответствующих расходных обязательств должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета с тем, чтобы реабилитированным лицам были гарантированы равные условия реализации принадлежащего им права на всей территории Российской Федерации.
Обеспечение реабилитированных лиц и членов их семей жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета полностью согласуется со статьей 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом учитывается опыт предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений иным категориям лиц, а также порядок предоставления социальной выплаты (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилых помещений реабилитированным жертвам политических репрессий, который существует в отдельных субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", пункта 3 статьи 7, пункта 5 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 8 и части 2 статьи 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в связи с жалобами граждан A.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой" при переходе в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ к новой модели правового регулирования права, признанного статьей 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", федеральный законодатель не изменил ни круг его субъектов, ни его целевое назначение.
Передача субъектам Российской Федерации осуществления полномочия по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не означают, что федеральные органы государственной власти освобождаются от обязанности обеспечивать реализацию указанных мер.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, что предполагает обязанность федерального законодателя урегулировать права лиц, являющихся жертвами политических репрессий, с тем чтобы на всей территории Российской Федерации были обеспечены равные условия реализации этими лицами конкретных гарантий, закрепленных федеральным законом.
Закрепляя в федеральном законе особые условия очередности предоставления жилых помещений необходимо закрепить и гарантии реализации такого регулирования, прежде всего применительно к созданию надлежащей нормативной основы деятельности органов публичной власти, иных субъектов, в том числе в части необходимых для этого материальных и финансовых средств.
Таким образом, определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации указанных мер, необходимо разграничить расходные обязательства Российской Федерации и ее субъектов.
Законопроект предусматривает, что реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Анализируя данные субъектов Российской Федерации, можно предположить, что на сегодняшний день, таких лиц, желающих вернуться на прежнее место жительства, около 300 человек.
Таким образом, на реализацию положений федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" потребуется дополнительно средств федерального бюджета в размере не более 1,4 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.