Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1024918-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Существенной проблемой при демонстрации кинофильмов по телевидению является широко распространенная практика ускоренного показа заключительных титров. В восприятии телеканалов титры являются пустой тратой рекламного времени, а также несут риск перехода зрителей на другую "кнопку".
В результате у зрителей отсутствует полноценная возможность получить информацию о продюсере, режиссере-постановщике, авторе сценария, композиторе, операторе-постановщике, художнике-постановщике, актерах - исполнителях главных ролей и другую информацию о кинофильме непосредственно по окончании его показа по телевидению.
Крайне важно и прискорбно, что ускоренная перемотка титров формирует в обществе неуважение к творческому труду. Как для создателей фильма, так и для телезрителей очевидно, что доход от лишнего рекламного ролика, рейтинг канала и доля аудитории ценятся гораздо выше, нежели труд коллектива, вложившего силы, время и дарования в произведение киноискусства.
В соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) кинофильм и иное аудиовизуальное произведение являются сложным объектом, включающим несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
В законодательстве Российской Федерации о государственной поддержки кинематографии раскрываются понятия продюсера фильма, администрации организации кинематографии, штатного творческого состава организации кинематографии, нештатного творческого состава организации кинематографии и штатного производственного состава организации кинематографии - то есть лиц, которые непосредственно, в том числе наряду с авторами аудиовизуального произведения, участвуют в создании аудиовизуального произведения (в производстве кинофильма).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1263 ГК РФ, каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1265 ГК РФ право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.
В соответствии со статьей 1315 ГК РФ артисту в том числе принадлежат право признаваться автором исполнения и право на имя - право на указание своего имени или псевдонима в случаях использования исполнения. При этом права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.
Продюсер как лицо, организовавшее создание сложного объекта (аудиовизуального произведения), вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (статьи 1240 и 1263 ГК РФ).
Кинофильм - многоплановое сложное аудиовизуальное произведение, включающее в себя не только сценарные и режиссерские находки, оригинальную музыку, актерское исполнение, но и авторские визуальные образы, монтаж, звуковое и шумовое сопровождение, цветокоррекцию, специально изготовленные костюмы и реквизит. За всем этим стоит творческий труд множества людей.
Выборочный анализ показал, что несмотря на существенную разницу в продолжительности заключительных титров в советских и российских кинофильмах, хронометраж титров с информацией о продюсере, режиссере-постановщике, авторе сценария, композиторе, операторе-постановщике, художнике-постановщике, актерах - исполнителях главных ролей в среднем составляет одну минуту.
В связи с этим законопроектом предлагается установить, что при показе кинофильма на телеканале не допускается независимо от согласия правообладателя кинофильма демонстрировать заключительные титры менее одной минуты с начала их показа. Также не допускается ускорять показ заключительных титров на протяжении данного периода времени.
Законопроект направлен на восстановление уважения к труду кинематографистов и на обеспечение возможности для телезрителей получать информацию об основных создателях кинофильма. Исходя из зафиксированного законопроектом хронометража, создатели кинофильмов смогут формировать фрагмент титров, который будет продемонстрирован при телепоказе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.