Досье на проект федерального закона
Проектом настоящего федерального закона устанавливается принципиально иной подход к налоговому режиму экспорта сырьевых товаров, предусматривающий невозможность возмещения налога на добавленную стоимость при их реализации.
Одновременно с этим стоит отметить отсутствие противоречий положений настоящего проекта с политикой неувеличения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства.
Под задекларированным принципом неувеличения налоговой нагрузки, по факту, происходит усугубление ошибочных мер налоговой политики, принятых в предыдущие годы, а сам принцип неувеличения налоговой нагрузки не работает.
Ошибочное решение о проведении налогового маневра в нефтяной отрасли вынуждает Правительство корректировать расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ и газовый конденсат для налогоплательщиков, являющихся собственниками единой системы газоснабжения, сохранять ставку вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2016 года. Без этих корректировок налоговый маневр приводит не к увеличению доходов федерального бюджета, а к их сокращению, особенно в условиях падения цены на нефть.
В налоговой политике Правительства России, заложенной в основу бюджета на текущий финансовый год, отсутствуют меры, которые будут способствовать восстановлению экономического роста, макроэкономической и социальной стабильности.
Несмотря на заявленный принцип неувеличения налоговой нагрузки, без её перераспределения решить задачу смены модели экономического развития невозможно. В этой связи предлагается установить гибкий подход к возмещению налога на добавленную стоимость в отношении лиц, осуществляющих экспорт сырья, установив, в частности, что Правительство Российской Федерации может определить ставку НДС в отношении указанных групп товаров от 0 до 20 процентов в зависимости от степени переработки и вида вывозимого товара.
Согласно настоящему проекту федерального закона к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов, органические химические соединения, удобрения, необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа, натуральный и искусственный мех, древесина , древесный уголь, пробка, жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, никель, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, черные металлы, иные недрагоценные металлы. Коды видов товаров, перечисленных в настоящем абзаце, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.
С экономической точки зрения действующие льготы являются совершенно неоправданными, потому что возмещение НДС призвано стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не сырья.
Таким образом, настоящий проект направлен на установление более справедливого налогового регулирования, направленного на максимальное привлечение дополнительных доходов, направляемых в федеральный бюджет от богатств, которые должны работать в интересах Российской Федерации, а не в целях обогащения отдельных нефтяных и газовых компаний.
В результате принятия настоящего проекта объем дополнительных доходов федерального бюджета при отмене возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам сырья может достичь 1 триллиона 381 миллиардов 400 миллионов рублей.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
В результате отмены возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам сырьевых товаров дополнительные доходы федерального бюджета могут составить до 1 726,4 млрд. рублей.
При этом существенную нагрузку испытают бюджеты субъектов Российской Федерации: согласно расчетам, потери по налогу на прибыль бюджетов субъектов Российской Федерации могут составить до 311 миллиардов рублей, потери федерального бюджета - до 34 миллиардов рублей.
Потери бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается нивелировать перераспределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации за счет дополнительных доходов, образуемых в результате принятия настоящего Федерального закона.
Суммарный эффект при отмене возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам сырья оценивается в размере до 1 381,4 миллиардов рублей дополнительных доходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего проекта федерального закона Правительству Российской Федерации:
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты, устанавливающие налоговые ставки в отношении сырьевых товаров, признаваемых таковыми в соответствии с настоящим Федеральным законом в размере от 0 до 20 процентов по каждому виду сырьевого товара.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.