Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Законопроект) обусловлена необходимостью решения ряда актуальных проблем, существующих на сегодняшний день в сфере водоснабжения и водоотведения, а также устранения имеющихся неточностей и внутренних противоречий в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон).
Законопроектом предусматривается введение в Законе понятия "нецентрализованная система водоотведения" и урегулирования Законом отношений, связанных с использованием такой системы, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные тому подобные устройства (сооружения). Однако, такие сточные воды в конечном итоге сбрасываются в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты) либо в иные сооружения, специально предназначенные для приема сточных вод, и проходят очистку на очистных сооружениях канализации, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды или нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, законопроектом понятие "жидкие бытовые отходы" заменяется понятием "сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения".
В рамках регулирования отношений, связанных с использованием нецентрализованных систем водоотведения, Законопроектом предусматриваются следующие изменения в Закон:
- в статью 2 Закона в части включения в нее определения понятия "нецентрализованная система водоотведения";
- в статью 4 Закона в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждения типового договора водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения;
- в статью 7 Закона в части заключения договоров между абонентами, осуществляющими отведение сточных вод с использованием такой системы, и гарантирующей организацией или иной организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения, установления требований к транспортировке сточных вод, сброшенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения и отнесения к вопросам, регулируемым правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, особенностей водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения;
- в статью 31 Закона в части дополнения ее положениями, устанавливающими, что регулирование тарифов на водоотведение с использованием нецентрализованной системы водоотведения осуществляется в отношении отведения сточных вод от многоквартирных домов на основании заявления органа местного самоуправления поселения, городского округа в орган регулирования тарифов. В иных случаях оплата услуг по отведению сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения осуществляется по нерегулируемой (договорной) цене.
Кроме изменений, связанных с регулированием отношений по отведению сточных вод с использованием нецентрализованных систем водоотведения, Законопроектом предусматриваются иные изменения в Закон, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения и устранение отдельных недостатков в таком регулировании.
Так, Законопроектом предлагается включить в состав процесса водоотведения отведение сточных вод (как в водные объекты, так и в сооружения, предназначенные для приема сточных вод, например, пруды-накопители, пруды-испарители и т.п.), а также очистки сточных вод с использованием объектов централизованной или нецентрализованной системы водоотведения (при осуществлении такого вида деятельности). При этом Законопроектом предусмотрено, что различные организации могут осуществлять различные составляющие процесса водоотведения с использованием не в целом всей системы, а ее отдельных объектов.
В соответствии с Законопроектом дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды включаются в состав вод, принимаемых от абонентов в централизованные системы водоотведения, независимо от того, предназначена ли централизованная система водоотведения для приема таких вод. Одновременно учитывается, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования (площади, улицы, парки, скверы и т.д.), с осадками, из почвы.
Законопроектом также вносятся изменения в статью 7 Закона, связанные с уточнением последствий нарушения абонентом установленных требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Предлагаемы В связи с тем, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса в централизованные системы водоотведения приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально, действующая норма о необходимости компенсации расходов организации, осуществляющей водоотведение, предполагающая трактовку данной нормы, как необходимость каждый раз доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т.д., корректируется путем установления обязанности абонента в указанных случаях внести плату за негативное воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения в размере и порядке, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом учитывается, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения, при этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям. Дополнением статьи 9 Закона предусматривается возможность довнесения технологически и функционально связанного имущества в уставный капитал акционерных обществ, уже обладающих на праве собственности основной частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Это необходимо для сохранения целостности системы водоснабжения и (или) водоотведения и ее управления одним лицом. В противном случае возникает необходимость либо создания отдельной организации, управляющей такими объектами водоснабжения и (или) водоотведения, либо проведения конкурса на их управление, в то время как наиболее эффективным решением проблемы является передача этих объектов собственнику централизованной системы водоснабжения и водоотведения - акционерному обществу. При этом делается дополнительная оговорка о том, что увеличение уставного капитала акционерного общества, связанное с указанным довнесением, осуществляется путем выпуска дополнительных акций акционерного общества, приобретаемых в государственную или муниципальную собственность, при этом общая номинальная стоимость всех таких дополнительно выпускаемых акций не должна превышать 30 процентов от размера уставного капитала, определенного решением о создании акционерного общества. Указанное дополнение согласуется с таким закрепленным в части 2 статьи 3 Закона общим принципом государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Изменения в статьи 14-19 Закона обусловлены необходимостью разрешения абонентам и организациям ВКХ дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Следует отметить, что аналогичные положения в отношении отходов предусматриваются Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Законопроектом также предусматриваются изменения в часть 10 статьи 20 Закона, направленные на совершенствование регулирования коммерческого учета расчетным способом и устранение явных неточностей. Так, согласно пункту 3 части 10 статьи 20 действующей редакции Закона применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, что лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока. При этом корректировка статьи 20 Закона учитывает, что в централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения, а не только централизованного (у абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т.д.), а также возможность подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776.
Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу подпунктов "а", "б" и "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта - с 1 января 2022 года. Данный особый порядок обусловлен необходимостью наличия переходного периода для вступления в силу положений об отведении сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в том числе необходимостью принятия в данный переходный период изменений в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
Законопроект не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.