Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025233-7 "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Московской области.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" определено, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путем упразднения малосоставных судов и укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
При разработке проекта федерального закона учитывалась численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, штатная и фактическая численность судей, динамика служебной нагрузки, развитость транспортной инфраструктуры, размещение территориальных подразделений иных органов власти.
Так, юрисдикция Лотошинского районного суда Московской области распространяется на территорию поселка городского типа Лотошино с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 16084 человека. Штатная численность Лотошинского районного суда составляет три единицы, из которых одна должность судьи вакантна.
За последние три года в Лотошинском районном суде количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2017 году - 51 уголовное дело, 351 гражданских и административных дел, 23 дела об административных правонарушениях;
в 2018 году - 61 уголовное дело, 272 гражданских и административных дел, 76 дел об административных правонарушениях;
в 2019 году - 78 уголовных дел, 295 гражданских и административных дел, 37 дел об административных правонарушениях.
Юрисдикция Шаховского районного суда Московской области распространяется на территорию поселка городского типа областного подчинения Шаховская с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 25586 человек. Штатная численность Шаховского районного суда составляет четыре укомплектованные единицы, но при этом трое судей участвуют в процедуре назначения на должности судей Московского областного суда.
В Шаховском районном суде за последние три года количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2017 году - 67 уголовных дел, 420 гражданских и административных дел, 46 дел об административных правонарушениях;
в 2018 году - 54 уголовных дела, 401 гражданских и административных дел, 66 дел об административных правонарушениях;
в 2019 году - 71 уголовное дело, 410 гражданских и административных дел, 85 дел об административных правонарушениях.
Юрисдикция Волоколамского городского суда Московской области распространяется на территорию города областного подчинения Волоколамск с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 39106 человек. Штатная численность суда составляет семь судей, из которых одна должность вакантна.
В Волоколамском городском суде за последние три года количество рассмотренных судебных дел составило:
в 2017 году - 159 уголовных дел, 1856 гражданских и административных дел, 353 дела об административных правонарушениях;
в 2018 году - 185 уголовных дел, 1764 гражданских и административных дел, 572 дела об административных правонарушениях;
в 2019 году - 231 уголовное дело, 1593 гражданских и административных дел, 415 дел об административных правонарушениях.
Проведенный анализ количества рассмотренных судебных дел и служебной нагрузки на судей в Лотошинском и Шаховском судебных районах Московской области свидетельствует о стабильных показателях в течение последних нескольких лет. Нагрузка на единицу судьи в этих судах более чем в два раза меньше средней нагрузки судей по Московской области. Статистические данные свидетельствуют о том, что перспективы существенного увеличения численности населения поселка городского типа Лотошино с административной территорией и поселка городского типа областного подчинения Шаховская с административной территорией отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений, предлагается упразднить Лотошинский и Шаховской районные суды Московской области, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Волоколамского городского суда Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в целях сохранения доступности правосудия, приближения судебного органа к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, законопроектом предусматривается образование постоянных судебных присутствий Волоколамского городского суда Московской области в рабочем поселке Лотошино Московской области и в рабочем поселке Шаховская Московской области.
Высвобождаемая в результате организационных мероприятий штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов частично будет перераспределена в городские (районные) суды Московской области с высокой служебной нагрузкой.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области" предусматривает передачу полномочий Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области в юрисдикцию действующего Волоколамского городского суда Московской области, что повлечет за собой дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Согласно расчетам Управления Судебного департамента в Московской области на эти цели потребуется 1 521 040 рублей, в том числе:
1) в связи с сокращением должностей государственных гражданских служащих (администратор, секретарь судебного заседания, секретарь суда) расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" - 1 400 000 рублей;
2) на замену вывесок на зданиях судов - 2 х 7980 =15 960 рублей;
3) на изготовление гербовых печатей - 7 х 3950 = 27 650 рублей;
4) на изготовление бланков с изображением Государственного Герба Российской Федерации - 7 080 рублей;
5) на изготовление штампов, печатей - 10 000 рублей;
6) на изготовление удостоверений для работников суда - 10 350 рублей;
7) расходы на публикацию объявлений в средствах массовой информации - 50 000 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией проекта федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием проекта федерального закона "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании . постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.