Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025651-7 "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации, по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, состоявшейся 5 декабря 2017 г., утвержденного 13 января 2018 г. N Пр-50, и предусматривает использование электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов и лиц, пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации (далее - TCP), а также обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - законопроект).
Законопроектом устанавливаются круг лиц, который вправе использовать электронный сертификат, а также виды товаров, работ и услуг, предоставление которых гражданам Российской Федерации таким способом возможно с его использованием.
Законопроектом предусмотрено, что формирование электронного сертификата осуществляется посредством создания записи в электронной форме в реестре электронных сертификатов, содержащей сведения о праве гражданина Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Определение электронного сертификата записью подразумевает формирование нового электронного сертификата, его изменение и использование в виде внесения сведений (обновления с сохранением истории таких изменений) в информационную систему (реестр электронных сертификатов).
Полномочиями по ведению информационной системы наделен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство).
Законопроектом устанавливается, что порядок и условия предоставления и обработки информации, подлежащей размещению в информационной системе, порядок формирования и ведения реестра электронных сертификатов, порядок предоставления доступа к сведениям информационной системы, порядок взаимодействия с иными информационными системами, в том числе информационными системами продавцов (исполнителей) и иные положения, определяющие порядок использования информационной системы, включаются в положение о Государственной информационной системе электронных сертификатов, утверждаемое Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом устанавливаются полномочия соответственно Правительства Российской Федерации, высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению предельного размера стоимости товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата на основании информации о закупке аналогичного товара, работы, услуги, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При практической и технической реализации положений законопроекта предполагается использование действующих информационных систем, в которых ведется учет получателей таких видов помощи. В частности, предусматривается обеспечить для организации формирования электронных сертификатов, информационное взаимодействие между создаваемой в соответствии с законопроектом информационной системой и единой государственной информационной системой социального обеспечения, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации и в которой поставщиками информации (органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти) уже размещается информация о назначенных мерах социальной защиты (поддержки).
В этой связи вопросы взаимодействия с государственными, региональными и иными информационными системами будут урегулированы нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в рамках положения об информационной системе.
При этом сферу применения электронного сертификата предлагается не ограничивать исключительно техническими средствами реабилитации. В этой связи положения законопроекта сформулированы таким образом, чтобы в дальнейшем обеспечить неизменность базовых положений об электронном сертификате и расширять сферу его применения посредством: уточнения положений специальных законодательных актов, регулирующих предоставление тех или иных мер социальной защиты (поддержки), в части определения дополнительного способа предоставления таких мер - с использованием электронного сертификата (перечень мер поддержки, на которые возможно в дальнейшей перспективе распространение практики использования электронных сертификатов и целевые показатели прилагаются); утверждения уполномоченными органами перечней товаров, работ и услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата.
При подготовке законопроекта учтен опыт реализации проектов по предоставлению TCP с использованием сертификата, которые были реализованы: в г. Москве в 2015 - 2017 годах в рамках регионального перечня TCP (7 видов TCP); в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 2017 года по настоящее время (46 видов TCP и услуги по ремонту 6 видов TCP); в Тульской области с 2018 года по настоящее время (25 видов TCP).
Законопроектом предусматривается: возможность расширения уполномоченными органами перечня отдельных видов товаров, работ и услуг, приобретение которых может быть осуществлено с использованием электронных сертификатов; установление уполномоченными органами предельной стоимости единицы товара, работы и услуги (их группы), которая может быть рассчитана с использованием разных методик для разных мер социальной защиты (поддержки); возможность приобретения гражданином товара, работы или услуги с доплатой до его фактической стоимости за счет собственных средств.
Распространение практики использования электронных сертификатов на другие меры социальной защиты (поддержки) возможно посредством расширения перечня соответствующих товаров, работ, услуг при условии, что их приобретение с использованием электронного сертификата предусмотрено федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, регулирующими правоотношения в соответствующей сфере деятельности.
При этом, учитывая, что перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, в последующем может быть расширен и предоставляться не только за счет средств федерального бюджета, законопроектом предусмотрено возложение полномочий по установлению общих требований к формированию и утверждению перечней товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на Правительство Российской Федерации.
В целях внедрения и использования электронных сертификатов на всей территории Российской Федерации законопроектом устанавливается, что использование электронных сертификатов осуществляется исключительно с применением национального платежного инструмента, использование которого предусмотрено законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе и сведения о котором содержатся в электронном сертификате. Данная мера позволит использовать элементы созданной и функционирующей инфраструктуры национальной платежной системы "Мир" при оплате товаров, работ, услуг.
Перечисление денежных средств за приобретенные с использованием электронного сертификата товары, работы, услуги будет осуществляться так же Федеральным казначейством. Предполагается, что указанные порядок и сроки будут соответствовать применяемому в платежной системе "Мир" механизму платежного клиринга, обеспечивая расчеты в порядке и сроки, предусмотренные для операций с использованием платежных карт.
Заключение для этого дополнительных договоров (соглашений) между продавцами (исполнителями), кредитными организациями, Федеральным казначейством и органами государственной власти не предусматривается.
Внедрение электронного сертификата планируется осуществлять поэтапно, первоначально для технических средств реабилитации, а в дальнейшем, с 1 января 2023 г., для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона).
Срок вступления в силу законопроекта предлагается установить по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся лекарственных препаратов и медицинских изделий для которых срок определен с 1 января 2023 г.
Законопроектом предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка определения предельной стоимости единицы товара, работы и услуги (группы товаров, работ и услуг), приобретаемого с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета.
Законопроект будет способствовать развитию конкуренции среди субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, участвующих в обеспечении граждан TCP и реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2025 годы, в части повышения эффективности мероприятий по обеспечению инвалидов TCP.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с принятием законопроекта предусматривается одновременное внесение изменений в Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части внедрения дополнительного механизма к натуральному обеспечению TCP и компенсации за самостоятельное приобретение TCP - приобретение отдельных видов TCP с использованием электронного сертификата (в случае выбора такого способа получателем TCP), а также в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в части возможности обеспечения отдельных категорий граждан с использованием электронного сертификата необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов с 1 января 2023 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
Принятие федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" не потребуют увеличения штатной численности сотрудников.
Полномочия Федерального казначейства по формированию и ведению реестра электронных сертификатов, формированию сведений, необходимых для оплаты приобретенных с использованием электронных сертификатов товаров, работ, потребуют автоматизации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В целях автоматизации реализации указанных полномочий, а также обеспечения формирования и ведения перечней отдельных видов товаров, работ, приобретаемых с использованием электронного сертификата, включая предоставление потребителям и продавцам (исполнителям) информации из них, предполагается создание государственной информационной системы электронных сертификатов (ГИС ЭС) и утверждение положения о системе Правительством Российской Федерации. Оператором информационной системы предлагается определить Федеральное казначейство.
На первый этап (2021 год) создания ГИС ЭС предусмотрены следующие мероприятия общей стоимостью 182 363,6 тыс. рублей:
приобретение транзакционного программного обеспечения 60 333,3 тыс. рублей;
создание back-офис части ГИС ЭС - 31 696,96 тыс. рублей;
настройка и интеграция транзакционного программного обеспечения - 16 233,33 тыс. рублей;
приобретение оборудования - 34 200,0 тыс. рублей;
работы по сопровождению транзакционного программного обеспечения - 33 600,0 тыс. рублей;
работы по сопровождению back-офис части - 6 300 тыс. рублей.
На второй этап (2022 год) создания ГИС ЭС - следующие мероприятия общей стоимостью 71 500 тыс. рублей:
работы по сопровождению транзакционного программного обеспечения - 33 600,0 тысяч рублей;
работы по сопровождению back-офис части - 6 300 тыс. рублей;
работы по доработке back-офис части ГИС ЭС для работы с новыми товарными позициями с 2023 года - 31 600 тыс. рублей.
На третий этап (2023 год) создания ГИС ЭС - следующие мероприятия общей стоимостью 46 300 тыс. рублей на работы по сопровождению транзакционного программного обеспечения и работы по сопровождению back-офис части.
Указанные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по созданию ГИС ЭС предусмотрены Федеральному казначейству в рамках Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".
Предусмотренное частью 6 статьи 5 законопроекта предоставление субъектами Российской Федерации информации для наполнения государственной информационной системы электронных сертификатов планируется осуществлять посредством информационного взаимодействия с Единой государственной информационной системой социального обеспечения, к которой регионы уже подключены и размещают сведения о назначенных мерах социальной поддержки граждан, в этой связи принятие законопроекта не приведет к дополнительным расходам со стороны субъектов Российской Федерации.
Информационное взаимодействие Единой государственной информационной системы социального обеспечения с государственной информационной системой электронных сертификатов будет обеспечено за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Пенсионному фонду Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
Принятие проекта федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления основания для самостоятельного приобретения гражданами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата.
Срок разработки вышеуказанного проекта нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минфин России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
I. Признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием проекта федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" не требуется.
II. Принятие проекта федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О Государственной информационной системе электронных сертификатов".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минфин России, соисполнители: Федеральное казначейство, Минкомсвязи России;
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и утверждения Перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнители: Минфин России, Федеральное казначейство, Минпромторг России;
3) постановления Правительства Российской Федерации "О порядке определения предельного размера стоимости отдельных видов товара, работы, услуги или предельной суммы денежных средств на приобретение группы товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России; Федеральное казначейство.
III. Принятие проекта федерального закона "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" потребует внесения изменений в:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минфин России, соисполнитель: Федеральное казначейство;
3) приказ Минтруда России "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 29 декабря 2016 г. N 843н "Об утверждении состава представляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов";
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России, соисполнитель: Минпромторг России,
4) приказ Федерального казначейства "О внесении изменений в нормативные правовые акты Федерального казначейства в целях определения особенностей кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации при приобретении отдельных видов товаров, работ и услуг с использованием электронного сертификата".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Федеральное казначейство, соисполнитель: Минфин России;
5) приказ Федерального казначейства "Об утверждении формы выписки из реестра электронных сертификатов".
Срок разработки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта.
Головной исполнитель: Федеральное казначейство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.