Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025262-7 "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части запрета обращения на домашних животных взыскания по исполнительным документам"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается запретить изъятие по долговым обязательствам у граждан их домашних животных.
Законопроектом предлагается статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнить положением, согласно которому взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на "домашних животных, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и которые не используются в предпринимательской деятельности". В настоящее время в указанной статье содержится перечень сельскохозяйственных животных, на которых не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, а именно на "используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания".
В этой связи, предлагается привести в соответствие действующее законодательство и установить запрет на изъятие по долговым обязательствам домашних животных, которые определены Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (кошек, собак и др.), по аналогии с запретом на изъятие сельскохозяйственных животных.
В конце 2018 года принят Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 498-ФЗ), который содержит правовое определение "домашних животных".
Также данный Федеральный закон фактически определил, что животное не является "вещью", а является живым существом испытывающим эмоции, в том числе боль и страдания. Негативные последствия изъятия животных у их владельцев наступают как для самих граждан (по статистике 83% граждан считают домашних животным членами своей семьи), так и для животных: органы власти и организации, осуществляющие изъятие животных, зачастую, не обладают требуемыми условиями для их содержания. Несоблюдение требований к содержанию животных может квалифицироваться как уголовно наказуемое преступление - жестокое обращение с животными (статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под жестоким обращением с животным понимается обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных федеральным законодательством (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает до 5 лет лишения свободы за такие преступления.
В связи с этим еще одно положительное последствие реализации предложенных изменений состоит в том, что данные поправки оградят сотрудников органов государственной власти и организаций, которые осуществляют изъятие и дальнейшее содержание животных, от наказания за возможные преступления в этой сфере.
Кроме того, в Конституцию Российской Федерации внесены поправки, которые устанавливают принципы формирования в обществе ответственного отношения к животным.
Учитывая изложенное, внесение предлагаемых изменений будет способствовать созданию надлежащих условий содержания животных, эмоциональному благополучию владельцев, и, в целом, гуманизации общества.
Законопроект доработан по замечаниям Правительства Российской Федерации, изложенным в заключении от 22 июля 2020 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части запрета обращения на домашних животных взыскания по исполнительным документам"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части запрета обращения на домашних животных взыскания по исполнительным документам" не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием к проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части запрета обращения на домашних животных взыскания по исполнительным документам"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части запрета обращения на домашних животных взыскания по исполнительным документам" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.