Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1025646-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 95 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, в целях упрощения процедуры передачи государственной или муниципальной образовательной организацией высшего образования в аренду, безвозмездное пользование закрепленных за ней объектов собственности.
Абзацем первым пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон о гарантиях прав ребенка) установлено, что имущество, являющееся государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Законопроектом предлагается изложить абзац третий пункта 4 статьи 13 Закона о гарантиях прав ребенка в новой редакции который объединит в себе существующее исключение из требования о проведении оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования, предусмотренное указанным абзацем, и предлагаемые законопроектом новые исключения из требования по проведению учредителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования такой оценки в случаях заключения договоров аренды, безвозмездного пользования недвижимым имуществом в целях выполнения установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) требований, обязательных для указанных образовательных организаций, а именно:
создание необходимых условий для организации питания обучающихся;
организация и создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Анализ правоприменительной практики показывает, что выполнение указанных требований сопряжено с передачей государственными или муниципальными образовательными организациями высшего образования закрепленного за ними недвижимого имущества в аренду или безвозмездное пользование организациям общественного питания, физкультурно-спортивным организациям, а также организациям, осуществляющим охранную деятельность.
Предложенное законопроектом изменение статьи 13 Закона об основных гарантиях прав ребенка позволят не проводить указанную оценку в случаях заключения договора аренды, договора безвозмездного пользования государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования в целях создания необходимых условии для организации питания обучающихся, организации и создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в указанных образовательных организациях.
При этом, учитывая, что заключение государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования договоров аренды и договоров безвозмездного пользования в указанных целях будет напрямую способствовать обеспечению жизнедеятельности, образования, развития обучающихся, то проведение учредителем таких организаций оценки последствий заключения данных договоров не целесообразно.
Кроме того, законопроект можно рассматривать как механизм совершенствования процедуры распоряжения недвижимым имуществом государственных или муниципальных образовательных организаций высшего образования, позволяющий сократить продолжительность осуществления указанной процедуры в определенных случаях и способствующий надлежащему выполнению такими организациями функций, отнесенных к их компетенции, в том числе касающихся охраны жизни и здоровья обучающихся указанных образовательных организаций.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет за собой возникновение социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте присутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) - федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций. Ответственность за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения регулируется Законом о гарантиях прав ребенка и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.