Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1026326-7 "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка прохождения военной службы.
1. Пунктом 1 законопроекта вносится изменение в абзац первый пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), которым расширяется перечень оснований досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), с военной службы, устанавливающих обязательное возмещение расходов, затраченных на их военную или специальную подготовку.
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ, внесенным Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и вступившим в силу с 1 июля 2007 г., определяется возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Закона N 53-ФЗ.
Перечень оснований досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по "негативным" основаниям не является исчерпывающим. При увольнении военнослужащего с военной службы по основаниям, не предусмотренным пунктом 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ, он не обязан возмещать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается дополнить пункт 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ подпунктами "д.1" (в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении) и "д.2" (в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении) пункта 1, подпунктами "г" (в связи с лишением военнослужащего допуска к государственной тайне за совершение виновных действий, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации о государственной тайне), "е.1" (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы), "е.2" (в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны), "к" (в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) и "л" (в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ) пункта 2 статьи 51 Закона N 53-Ф3.
2. Пунктом 2 законопроекта вносится дополнение в подпункт "ж" пункта 1 статьи 37 Закона N 53-ФЗ, которым определено, что одним из случаев исполнения военнослужащим обязанностей военной службы является его нахождение в служебной командировке.
Однако законодательство о военной службе не содержит положений, предоставляющих Министру обороны Российской Федерации, руководителю иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых законом предусмотрена военная служба, полномочий по определению условий и порядка командирования военнослужащего.
При этом нормативными правовыми актами, изданными на основании законодательных актов об иных видах государственной службы, данный вопрос урегулирован, например:
в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" порядок и условия командирования государственных гражданских служащих устанавливаются Президентом Российской Федерации;
согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким образом, предлагается законодательно закрепить, что порядок и условия командирования военнослужащего будут определяться Министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых законом предусмотрена военная служба.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации, а предполагаемые в нем решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не повлечет изменений финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 402) и постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 629).
Необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 и постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2007 г. N 629 обусловлена приведением их в соответствие с нормами федерального законодательства.
Целью изменений является уточнение установленных пунктом 1 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 402 и пунктом 1 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 629, перечня оснований досрочного увольнения военнослужащих с военной службы, устанавливающих обязательное возмещение расходов, затраченных на военную или специальную подготовку.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти за разработку указанных проектов постановлений Правительства Российской Федерации - Минобороны России, срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, в целях реализации правовых предписаний федерального закона потребуется разработка (переработка) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба, определяющих порядок и условия командирования военнослужащих.
Срок подготовки соответствующих проектов правовых актов - 4 месяца со дня вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.