Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) обусловлена истечением 31 декабря 2020 г. срока действия потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Исходя из анализа международного опыта законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год.
Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.
Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Одновременно законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.
При определении величины соотношения прожиточного минимума и медианного дохода предлагается исходить из международных стандартов европейских стран, темп роста прожиточного минимума на 2021 год заложить выше прогнозируемого уровня инфляции.
С 2021 года законопроектом предлагается установить соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода в размере 44,2%, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозируемой величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации за 2020 год рост составит 3,7%, что соответствует росту индекса потребительских цен за 2021 год по базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России.
Прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно (ранее - ежеквартально).
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы в 2021 году составит 42% (12 792 рубля). По сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) рост составит 5,5%. Такое увеличение минимального размера оплаты труда затронет 3,9 млн. человек (по оценкам).
Динамика изменения медианного дохода и медианной заработной платы в предыдущие годы показывает их ежегодное увеличение. В предлагаемой законопроектом модели величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы. При этом будет неукоснительно выполняться конституционная гарантия - при новом подходе минимальный размер оплаты труда будет превышать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
С целью гибкого реагирования на изменения социально-экономической ситуации предусматривается пересмотр соотношения прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%) и соотношения минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы (42%) не реже 1 раза в 5 лет. Это дает возможность при росте экономики и доходов населения увеличивать указанное соотношение.
Величину прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по Российской Федерации предлагается устанавливать Правительством Российской Федерации с учетом прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (в настоящее время определяются как стоимостное выражение потребительских корзин трудоспособного населения, пенсионеров и детей).
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, прожиточного минимума пенсионеров - 86%, прожиточного минимума детей - 97%. Эти соотношения были определены на основе потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию Всемирной организации здравоохранения.
В субъектах Российской Федерации прожиточный минимум на душу населения будет устанавливаться исходя из прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (в настоящее время определяется как стоимостное выражение региональной потребительской корзины). Коэффициенты соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предлагается утверждать Правительством Российской Федерации.
На 2021 - 2025 годы законопроектом предлагается установить переходный период поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на 2021 год, до величин, рассчитанных на основе коэффициентов соотношения, в целях более равномерного распределения бюджетной нагрузки на субъекты Российской Федерации.
На 2021 год законопроектом предлагается величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливать в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за II квартал 2020 г. С 2022 года по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) величина прожиточного минимума на очередной год будет устанавливаться субъектом Российской Федерации на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие и реализация Федерального закона в "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" потребует в 2021 году дополнительных финансовых затрат в объеме 128,5 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 48,2 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,4 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 56,9 млрд. рублей).
При этом сальдированный результат расходов бюджетной системы, внебюджетного сектора и доходов бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов составит 122,1 млрд. рублей:
1. Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора составят 156,9 млрд. рублей, в том числе:
расходы на увеличение социальных выплат и численности их получателей в связи с ростом прожиточного минимума - 51,5 млрд. рублей;
расходы на повышение оплаты труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда - 105,4 млрд. рублей (в том числе за счет средств внебюджетного сектора - 56,9 млрд. рублей).
2. Доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов составят 34,8 млрд. рублей, в том числе от уплаты налога на доходы физических лиц - 10,5 млрд. рублей, от уплаты страховых взносов - 24.3 млрд. рублей.
Расходы бюджетной системы и внебюджетного сектора в 2022 году составят 134,8 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 13.4 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации 32,8 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 88,6 млрд. рублей). Сальдированный результат расходов бюджетной системы, внебюджетного сектора и доходов бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов составит 124,7 млрд. рублей.
Расходы бюджетной системы, внебюджетного сектора в 2023 году составят 217,2 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 60,1 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 49,6 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 107,5 млрд. рублей). Сальдированный результат расходов бюджетной системы, внебюджетного секторами доходов бюджетной системы, государственных внебюджетных фондов состоит 204,9 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда " потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Головной исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Примерный срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении коэффициентов соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка исчисления величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации на 2021 год".
Примерный срок подготовки необходимых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Пенсионный фонд Российской Федерации.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 г. N 975 "Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии".
Примерный срок подготовки необходимых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат, Пенсионный фонд Российской Федерации.
III. Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 "Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации".
Примерный срок подготовки необходимых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстат.
IV. Принятие Федерального закона потребует принятия приказа Росстата "О порядке исчисления медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы".
Примерный срок подготовки - в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росстат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.