Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Досье на проект федерального закона
Деятельность контрольно-счетных органов в Российской Федерации является важным фактором социально-экономического развития территорий.
За более чем 20 лет функционирования института внешнего государственного и муниципального финансового контроля в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях контрольно-счетные органы накопили большой опыт контрольной и экспертно-аналитической деятельности, вышли на новый уровень работы.
Они не только осуществляют контроль за исполнением бюджетов, но и являются важным звеном государственного и муниципального управления и содействуют эффективной реализации национальных и региональных проектов.
Однако законодательная база внешнего государственного и муниципального финансового контроля отстает от потребностей практики, тормозит его дальнейшее развитие и реализацию контрольно-счетными органами своего предназначения.
С момента принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) прошло уже более девяти лет. За это время изменились подходы к государственному управлению, внедрены новые методы решения задач по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, основанные на стратегическом планировании. Значительные изменения претерпело бюджетное законодательство, являющееся правовой основой для регулирования организации и деятельности контрольно-счетных органов. Вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", существенно расширивший полномочия Счетной палаты Российской Федерации, в том числе в отношении контрольно-счетных органов.
Следует отметить, что с момента принятия Федеральный закон N 6-ФЗ практически не обновлялся (за исключением изменений, не оказавших значительного влияния на эффективность деятельности контрольно-счетных органов).
В настоящее время требуется устранить имеющиеся недостатки правового регулирования, а также создать предпосылки для дальнейшего развития потенциала органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, назрела необходимость изменения общих принципов организации и деятельности контрольно-счетных органов, в том числе с учетом тех проблем правоприменительной практики, с которыми пришлось столкнуться контрольно-счетным органам в своей деятельности за эти годы.
Законопроектом предусматривается ряд изменений, направленных на укрепление организационной и функциональной независимости.
Для повышения гарантий независимости и самостоятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением законопроектом предлагается по умолчанию наделить их правами юридического лица. При этом контрольно-счетный орган муниципального образования иного статуса также может обладать правами юридического лица, но только в случае, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования.
В настоящее время возможность наделения правами юридического лица муниципального контрольно-счетного органа, вне зависимости от статуса муниципального образования, находится в прямой зависимости от решения соответствующего представительного органа. Так, по состоянию на 1 января 2020 года всего в Российской Федерации создано 2159 контрольно-счетных органов муниципальных образований, из них только 1233 со статусом юридического лица.
Законопроектом вносятся изменения, конкретизирующие порядок установления штатной численности контрольно-счетного органа.
По-прежнему штатная численность будет устанавливаться правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования. Но в редакции, предусмотренной законопроектом, устанавливаться она будет по представлению председателя соответствующего контрольно-счетного органа с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения его организационной и функциональной независимости.
Следует отметить, что не во всех субъектах Российской Федерации штатная численность контрольно-счетных органов адекватна объему их полномочий, а законодательные (представительные) органы не всегда придерживаются рекомендаций председателей контрольно-счетных органов.
Предложение по изменению порядка установления штатной численности обусловлено еще и тем, что Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 566-ФЗ 1 представительным органам муниципальных образований предоставлено право заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. До принятия указанного Федерального закона практика передачи полномочий имела место: по состоянию на 1 января 2019 года было заключено 364 таких соглашения.
С 2011 года существует широкая практика передачи полномочий контрольно-счетных органов поселений, входящих в состав муниципального района, по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района. По состоянию 1 января 2020 года заключено 13293 соглашения.
Таким образом, подобная передача полномочий в ряде случаев влечет за собой значительное увеличение нагрузки на контрольно-счетный орган что, безусловно, должно учитываться при определении его штатной численности в целях недопущения снижения качества осуществляемого им финансового контроля.
Законопроектом также предлагается предоставить право законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования своими нормативными правовыми актами определять должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям.
Ряд положений законопроекта направлены на закрепление в Федеральном законе N 6-ФЗ норм, корреспондирующих нормам Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" в части реализации тех полномочий, которые предоставлены Счетной палате Российской Федерации в отношении контрольно-счетных органов. Среди них:
предоставление права законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям законодательства Российской Федерации;
предоставление права контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии деятельности контрольно-счетных органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендациями по повышению ее эффективности;
обязанность контрольно-счетных органов утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации.
В целях сближения норм Федерального закона N 6-ФЗ с нормами Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", а также закрепления полномочий контрольно-счетных органов, предусмотренных иными федеральными законами, законопроектом предусматривается внесение изменений в перечень полномочий контрольно-счетных органов, направленных как на дополнение его новыми полномочиями, так и на уточнение ранее установленных.
Так, предлагается предоставить контрольно-счетным органам полномочия по осуществлению оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Данное предложение согласуется со статьей 9 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", в соответствии с которой контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отнесены к участникам стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Вводятся полномочия контрольно-счетных органов по осуществлению контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В отдельное полномочие предлагается выделить проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг с целью учета положений статьи 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающих соответствующее полномочие контрольно-счетных органов.
Законопроект содержит положения, направленные на совершенствование порядка внесения и исполнения представлений контрольно-счетного органа. Предлагается установить, что представление вносится объектам контроля для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, а невыполнение представления влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
С целью обеспечения возможности наиболее полной реализации возложенных на контрольно-счетные органы полномочий законопроектом предлагается установить право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Отдельной статьей предлагается предусмотреть положения, касающиеся социальных гарантий сотрудников контрольно-счетных органов.
Принятие законопроекта будет способствовать укреплению независимого внешнего государственного и муниципального финансового контроля и повышению эффективности контроля за использованием субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями бюджетных средств и иных ресурсов.
------------------------------
1Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 566-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.