Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от18 сентября 2020 г. N 5.1-01/2091
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении",
принятому Государственной Думой 16 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 июля 2020 года (N 984625-7).
Ратифицируемым Договором, подписанным в городе Будапеште 30 октября 2019 года, совершенствуется правовая база сотрудничества между Российской Федерацией и Венгрией по вопросам социального обеспечения граждан двух государств. После вступления Договора в силу прекращает действие Соглашение между СССР и ВНР о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 года (статья 28).
Применительно к Российской Федерации Договор согласно его статье 2 распространяется на отношения, регулируемые законодательством: о страховых пенсиях (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), а также о фиксированной выплате к страховой пенсии, повышении и (или) увеличении фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплате к ней; о накопительной пенсии и иных выплатах за счёт средств пенсионных накоплений; о социальных пенсиях; об обеспечении по обязательному социальному страхованию в виде пособия по временной нетрудоспособности от несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний застрахованного, а также в виде единовременной и ежемесячной страховых выплат застрахованному, либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти; о социальной доплате к пенсии.
Действие Договора распространяется на граждан Договаривающихся Сторон (далее - Стороны) и на членов их семей, подпадающих или подпадавших под действие законодательства Сторон. Кроме того, Договор распространяется на беженцев и на членов их семей, статус которых определён Конвенцией от 28 июля 1951 года и Протоколом от 31 января 1967 года о статусе этих лиц.
Договором закрепляется принцип территориального и правового равенства, предполагающий, что в случае переезда застрахованного лица с территории одной Стороны на территорию другой Стороны выплата денежного обеспечения продолжается Стороной, его назначившей. При этом денежное обеспечение не подлежит уменьшению, приостановлению или отмене в связи с проживанием застрахованного на территории другой Стороны, если иное не предусмотрено Договором (статья 5).
В статьях 8-13 Договора содержатся правила о применении законодательства Сторон в отношении застрахованных лиц, осуществляющих трудовую деятельность (иную деятельность). Предусматривается, что на такую деятельность распространяется законодательство той Стороны, на территории которой она осуществляется. Если эта деятельность осуществляется на территории обеих Сторон, то к застрахованным лицам применяется законодательство той Стороны, на территории которой находится их место жительства. Ряд особенностей установлен для командированных лиц, а также для лиц, осуществляющих транспортные перевозки и работающих в портах.
Вопросы определения права на пенсию и исчисления пенсий урегулированы положениями статей 14-17 Договора. Так, определено, что каждая Сторона назначает пенсию на основании периодов страхового стажа, приобретённых на её территории (по этому же правилу осуществляется исчисление размера пенсий). При определении права на пенсию по российскому законодательству учитываются периоды, приобретённые на территории бывшей РСФСР. Периоды, приобретённые на территории других бывших республик СССР, а также иных государств, не учитываются. Вместе с тем, оговаривается, что когда по российскому законодательству право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина этого коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретённого на территории Венгрии, а также на территории иных государств, с которыми Российской Федерацией заключён международный договор о социальном обеспечении (пункт 3 статьи 14).
Статьёй 18 Договора определяется, что установление и выплата пенсии по законодательству одной Стороны не влияют на право выбора застрахованным лицом на одновременное установление и выплату пенсии этого и (или) другого вида по законодательству другой Стороны.
В отношении социальных пенсий в Российской Федерации Договором устанавливается положение, согласно которому они назначаются и выплачиваются в соответствии с российским законодательством при условии неполучения пенсии по законодательству Венгрии (статья 19 Договора).
Пособие в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием назначается и выплачивается согласно законодательству той Стороны, где имел место несчастный случай или где в последний раз осуществлялась работа, которая могла вызвать профессиональное заболевание (статья 20).
Предусмотрено, что уполномоченные органы Сторон (от Российской Стороны - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) заключат соглашение по применению Договора, в котором будут указаны компетентные учреждения и контактные органы Сторон (статья 22).
Договор (статья 29) подлежит ратификации и вступает в силу на первый день второго месяца, следующего за датой получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами процедур, необходимых для его вступления в силу.
Отмечаем, что в пункте 4 статьи 17 Договора после слов ", а также валоризация пенсионных прав в денежном выражении" пропущены слова "не осуществляется".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, предметом Договора являются основные права человека и гражданина, а также поскольку Стороны условились о его последующей ратификации (статья 29).
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 1 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.