Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 сентября 2020 г. N 5.1-01/2089
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году",
принятому Государственной Думой 16 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 970757-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 июня 2020 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении уточнено его наименование и предмет правового регулирования.
Федеральным законом предусматривается внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) изменений, необходимых для реализации в рамках бюджетного процесса Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым в систему местного самоуправления включен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
Так, в частности, Федеральным законом бюджет муниципального округа включается в бюджетную систему Российской Федерации, устанавливаются сроки составления проекта бюджета муниципального округа и прогноза социально-экономического развития данного вида муниципального образования.
Федеральным законом по аналогии с городскими округами устанавливается перечень бюджетных полномочий муниципальных округов, перечень налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов, формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, определяются подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных округов.
Федеральным законом расширяются бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных округов.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается возможность формирования в качестве составной части бюджетов муниципальных образований, в том числе бюджета муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, а также возможность осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетных полномочий по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории муниципального образования, в том числе муниципального округа.
Федеральным законом предусматривается новое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок расчета указанных дифференцированных нормативов отчислений, учитывающих показатели статистической и налоговой отчетности, а также иные показатели, характеризующие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предусмотренные Федеральным законом изменения в Бюджетный кодекс будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
При этом обращаем внимание на необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части наделения органов местного самоуправления муниципальных округов налоговыми полномочиями.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
Устанавливается, что в 2020 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении в 2020 году государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, за счет ассигнований, установленных указанной Программой, и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года.
Одновременно приостанавливается до 1 января 2021 года действие пункта 1 статьи 126 Бюджетного кодекса об условиях заключения (вступления в силу) соглашений о предоставлении государственных кредитов.
Указанные решения Правительства Российской Федерации будут согласно Федеральному закону являться дополнительным основанием для внесения в 2020 году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 3 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 6 статьи 1 Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2021 года.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) и пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, и в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.