Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1029432-7 "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подготовлен в целях обеспечения эффективной охраны водных биологических ресурсов, обитающих на особо охраняемых природных территориях, не относящихся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (далее - иные охраняемые территории), и предусматривает наделение должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - орган рыбоохраны), полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.33, 8.34, 8.36 и 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), совершенных на иных охраняемых территориях.
Согласно части 2 статьи 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 1394, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) и его территориальными органами. При этом согласно пункту 2 указанного Положения оно не распространяется на государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) федерального значения.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года N 444, Росрыболовство осуществляет:
а) охрану на внутренних водных объектах анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных биоресурсов в соответствии с перечнем таких водных биоресурсов, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением водных биоресурсов, находящихся на ООПТ федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пункт 5.5.20);
б) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на ООПТ федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации (пункт 5.5.27).
Таким образом, Росрыболовство и его территориальные органы имеют право осуществлять государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на иных охраняемых территориях.
В то же время, как следует из статьи 23.27 Кодекса, должностные лица органов рыбоохраны не имеют полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных в отношении водных биоресурсов на иных охраняемых территориях, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.35 и 8.48 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон об охраняемых территориях) ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 Федерального закона об охраняемых территориях государственный надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также должностными лицами государственных учреждений, осуществляющих управление этими ООПТ.
Инспекторский состав государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования", осуществляющего управление ООПТ регионального значения, а также обеспечивающего охрану этих территорий, составляет 9 человек. В осуществлении государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения принимают участие также государственные инспекторы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, которые задействованы в основном при осуществлении других видов регионального государственного экологического надзора (в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха и т.д.).
В то же время в Республике Коми насчитывается 230 ООПТ регионального значения на общей площади около 2,8 млн га, характеризующихся большой разбросанностью в границах республики. При этом ООПТ регионального значения включают в себя участки водных объектов рыбохозяйственного значения (рек Печора, Мезень, Вычегда и их притоков), являющихся средой обитания ценных видов рыбных ресурсов (лосось атлантический (семга), нельма, сиг, хариус европейский и другие ценные виды рыб). Общая протяженность нерестоохранных рек в границах ООПТ регионального значения составляет свыше 3570 километров.
Имеющийся в наличии штат региональных инспекторов не позволяет обеспечить должную охрану ООПТ регионального значения от незаконного использования их ресурсов, в том числе водных биоресурсов.
Вместе с тем положительный опыт осуществления эффективного государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения в Республике Коми на примере прошлых лет свидетельствует о настоятельной необходимости наделения органов рыбоохраны полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных на иных охраняемых территориях.
Так, в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности на ООПТ регионального значения контролирующими органами было составлено в 2016 и 2017 годах 269 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 239 протоколов было составлено инспекторами органов рыбоохраны (в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов) и 30 протоколов - региональными инспекторами в области охраны окружающей среды (в рамках государственного экологического надзора). По итогам контрольно-надзорной деятельности на ООПТ регионального значения в 2018 и 2019 годах был составлен 91 протокол об административных правонарушениях. Все протоколы были составлены региональными инспекторами в области охраны окружающей среды, так как с 2018 года органы рыбоохраны перестали осуществлять государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на ООПТ регионального значения.
Прекращение контрольно-надзорной деятельности органов рыбоохраны в отношении использования водных биоресурсов на ООПТ регионального значения и рассмотрение дел об административных правонарушениях было связано с принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2017 года N 41 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации". В соответствии с указанным постановлением внесены изменения в пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которым нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных охраняемых территориях либо в их охранных зонах подлежат квалификации по статье 8.39 Кодекса, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) содержат признаки преступлений, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного проектом федерального закона предлагается внести изменения в часть 1 статьи 23.27 Кодекса, предусматривающие наделение органов рыбоохраны полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.33, 8.34, 8.36 и 8.39 Кодекса, совершенных на иных охраняемых территориях, включающих ООПТ регионального значения.
Принятие федерального закона и наделение указанными полномочиями органов рыбоохраны будет способствовать эффективной охране иных охраняемых территорий (то есть не относящихся к ООПТ федерального значения), в том числе водных биоресурсов, обитающих на указанных территориях. Подобной позиции придерживаются также территориальные структурные подразделения органов рыбоохраны, осуществляющие деятельность на территории Республики Коми.
В соответствии с письмом заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству Шестакова И.В. от 3 марта 2020 года N ИШ-22-24/2759 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации концептуально поддерживает данный проект федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.