Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1029441-7 "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - проект федерального закона) разработан по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в данном случае понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (часть 2 статьи 19 Закона N 2395-1).
По смыслу статьи 19 Закона N 2395-1 общераспространенные полезные ископаемые добываются и используются без лицензии на пользование участком недр (далее - лицензия).
В настоящее время индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков (далее - индивидуальные предприниматели и организации), используют общераспространенные полезные ископаемые не только для личных, бытовых, но и для производственных и технологических нужд без лицензии. К примеру, лесозаготовительные организации при заготовке древесины добывают и используют общераспространенные полезные ископаемые (песок, песчано-гравийные смеси) для строительства лесных дорог. При этом формулировки статьи 19 Закона N 2395-1 не позволяют сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам индивидуальных предпринимателей и организаций использование ими общераспространенных полезных ископаемых для производственных и технологических нужд, а также связаны ли производственные и технологические нужды с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с этим должностные лица уполномоченных органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации привлекают индивидуальных предпринимателей и организации, которые используют общераспространенные полезные ископаемые для производственных и технологических нужд без лицензии, к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пользование недрами без лицензии).
В настоящее время по указанному вопросу сложилась противоречивая правоприменительная и судебная практика.
Согласно письмам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июля 2016 года N 11-29/16155, Федерального агентства по недропользованию от 29 марта 2016 года N ЕШ-01-24/3246 в случаях, если лесные дороги строятся с целью заготовки древесины, использование общераспространенных полезных ископаемых для строительства лесных дорог связано с осуществлением индивидуальными предпринимателями и организациями предпринимательской деятельности, для чего необходимо оформление лицензии.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27 июля 2000 года N ГТСПИ 00-701 отметил, что использование юридическими лицами общераспространенных полезных ископаемых на производственные или технологические нужды не может считаться их использованием непосредственно для своих нужд. Это связано с тем, что конечной целью любой производственной (технологической) деятельности коммерческих организаций является приобретение прибыли. Аналогичные выводы содержатся также в решении Верховного Суда Республики Карелия от 9 апреля 2015 года по делу N 21-115/2015, постановлении Ивановского областного суда от 23 сентября 2016 года по делу N 4а-300/16.
Вместе с тем имеется иная судебная практика по данному вопросу. В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 октября 2016 года N Ф01-4353/2016 по делу N А29-8372/2015 отмечается, что строительство и содержание лесозаготовительной организацией лесных дорог при заготовке древесины с использованием общераспространенных полезных ископаемых на арендуемом лесном участке представляют собой подготовительную часть технологического процесса заготовки древесины. Экономическая выгода непосредственно от выполнения данных работ у такой организации отсутствует. Это обусловлено тем, что использование общераспространенных полезных ископаемых в этом случае не преследует цель реализации их третьим лицам или извлечение прибыли. Данный вид хозяйственной деятельности не относится к предпринимательской по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная позиция Арбитражного суда Волго-Вятского округа основана в том числе на разъяснениях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письма от 1 апреля 2015 года N 11-47/7471, от 8 февраля 2016 года N 11-29/2377, от 15 февраля 2016 года N 11-47/29747).
Проблема, поднимаемая проектом федерального закона, является актуальной для Архангельской области. В настоящее время 56 организаций используют общераспространенные полезные ископаемые для производственных и технологических нужд без лицензии на земельных участках площадью более двух тысяч гектаров.
Проектом федерального закона предлагается отнести производственные и технологические нужды индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих общераспространенные полезные ископаемые для строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности, к их собственным нуждам. Это позволит индивидуальным предпринимателям и организациям не оформлять в таких случаях лицензии.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать обеспечению на федеральном уровне единых подходов к вопросу необходимости оформления лицензии в связи с использованием индивидуальными предпринимателями и организациями общераспространенных полезных ископаемых для технологических и производственных нужд с целью строительства и содержания лесных дорог в рамках лесозаготовительной деятельности.
Принятие проекта федерального закона может привести к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Председатель Архангельского |
Е.В. Прокопьева |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличения поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, увеличения доходов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Принятие указанного проекта федерального закона может привести к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации. Определить их размеры, в случае реализации проекта федерального закона, не представляется возможным по причине отсутствия информации о количестве лицензиатов, добывающих общераспространенные полезные ископаемые в целом в Российской Федерации, а также о размерах разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии на право пользования участками недр, и сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О недрах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.