Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1030390-7 "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Досье на проект федерального закона
В действующем семейном законодательстве не в полной мере отражены традиционные для российского общества представления об участии близких родственников в воспитании детей. В воспитательном процессе традиционного активное участие принимают бабушки и дедушки детей. Вместе с тем, исходя из действующего законодательства временное нахождение ребенка с бабушкой, дедушкой или другими близкими родственниками ничем не отличается от ситуации, при которой ребенок находится с чужими для него людьми.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Семейного кодекса РФ только родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. На основании пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В силу пункта 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 данной статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Таким образом, законными представителям несовершеннолетнего выступают родители, усыновители, опекуны (для детей, не достигших возраста 14 лет) и попечители (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).
В отношении дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников ситуация принципиально иная. Законом предусмотрено лишь то, что они имеют право на общение с ребенком. В силу положений статьи 67 СК РФ дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком, в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним данный вопрос может решаться органом опеки и попечительства и судом.
Однако законодательно не решен вопрос о возможности пребывания детей с данными лицами. Исходя из действующего правового регулирования, в случае краткосрочного отсутствия родителей - их оставление с бабушкой или дедушкой находится вне правового поля. Исходя из положений статьи 121 Семейного кодекса РФ, в частности в случаях болезни родителей, длительного отсутствия родителей, а также в "других случаях отсутствия родительского попечения" защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства.
На практике эта ситуация породила оформление нотариальных доверенностей, содержание которых сводится к тому, что родители позволяют бабушке или дедушке находиться с внуком (внучкой) и защищать его интересы. Юридическое природа такой доверенности весьма спорна, поскольку в данном случае речь идет о временном возложении полномочий законного представительства - процедуре, противоречащей действующему законодательству.
Юридически временное пребывание с бабушками, дедушками, другими близкими родственниками, в том числе в случае совместных поездок бабушек и дедушек со своими внуками по территории Российской Федерации, квалифицируется как отсутствие родительского попечения, что формально переводит данные отношения в сферу компетенции органов опеки и попечительства. Такая ситуация является недопустимым проявлением института ювенальной юстиции, противоречащей традициям и устоям российского общества.
Указанное выше равным образом касается случаев, когда родители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности: назначение бабушки или дедушки, других близких родственников в качестве временным опекунов и попечителей происходит по той же процедуре, что и в отношении посторонних для ребенка людей, без учёта того факта, что реально ребенок достаточно часто воспитывается при непосредственном участии бабушек и дедушек.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя. На основании части 4 данной статьи при назначении опекуна или попечителя в случаях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, что фактически приравнивает данную процедуру к устройству детей к не родственникам, не учитывает специфики семейных отношений и родственных связей.
Поэтому законопроектом предлагается дополнить Семейный кодекс Российской Федерации положением о том, что дети с согласия родителей вправе пребывать у дедушек, бабушек, совершеннолетних братьев, сестер и других родственников. Помимо этого, предлагается дополнить часть 4 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" специальным регулированием в отношении ситуаций, когда в качестве опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка назначаются его бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры: до момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя ребенок вправе пребывать у указанных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.