Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N СА-П13-9203, от 17 января 2020 г. N СА-П13-266, а также пункта 181 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроект направлен на повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.
Положениями законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части направления удостоверения финансового уполномоченного (далее - удостоверение) в ФССП России исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Указанная единая система представляет собой качественно новый уровень межведомственного взаимодействия и обеспечивает полную защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему.
Обеспечение перехода на межведомственное электронное взаимодействие с органами государственной власти является одной из важнейших задач единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.
В настоящее время ФССП России обеспечен переход на полноценный электронный документооборот с основными контрагентами, направляющими исполнительные документы на принудительное исполнение, - ФНС России, Главным управлением обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, ФАС России и другими.
Данный переход позволил сократить сроки обмена процессуальными документами, исключить факты их утраты при пересылке, обеспечить своевременную регистрацию исполнительных документов, минимизировать влияние человеческого фактора на процесс принудительного исполнения, а также существенно сократить значительные ресурсные и временные затраты.
Соответствующий вид исполнительного документа в настоящее время внедрен в автоматизированную информационную систему ФССП России.
Кроме того, законопроектом предлагается скорректировать положения абзаца 1 части 5 статьи 23 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", предусмотрев, что удостоверение не выдается потребителю финансовых услуг и не направляется финансовым уполномоченным для принудительного исполнения в ФССП России в случае приостановления исполнения решения финансового уполномоченного в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать:
- сокращению сроков направления удостоверения финансового уполномоченного на принудительное исполнение до 1 суток за счет передачи в электронном виде, а также сокращению сроков их регистрации до 10 секунд и исключению ошибок, связанных с вводом необходимой информации вручную;
- повышению оперативности возбуждения исполнительного производства на основании удостоверений финансовых уполномоченных и исполнения требований, содержащихся в данных исполнительных документах;
- повышению прозрачности процедуры принудительного исполнения указанных исполнительных документов за счет исключения предъявления поддельных удостоверений от имени финансового уполномоченного;
- снижению количества отказов в возбуждении исполнительного производства за счет автоматизированного контроля за содержанием удостоверения финансового уполномоченного при его вынесении в форме электронного документа.
Кроме того, принятие законопроекта позволит исключить факты предъявления поддельных удостоверений от имени уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также злоупотреблений со стороны недобросовестных взыскателей.
В случае необходимости доработки информационных систем службы финансового уполномоченного для надлежащего электронного взаимодействия срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" установлен по истечении шести месяцев с момента его подписания.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
Реализация положений, предусмотренных федеральным законом "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.