Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (далее- законопроект) предусматривает внесение изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Налоговый кодекс, Кодекс), направленных на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, заключенным 29 мая 2019 года и ратифицированным Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 386-ФЗ, но не вступившим в силу (далее- Соглашение).
Под прослеживаемостью законопроект понимает организацию учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальной системы прослеживаемости.
Исходя из указанного определения, а также с учетом того обстоятельства, что предметом регулирования Налогового кодекса являются налоговые правоотношения, дополнительному обсуждению подлежит вопрос о необходимости внесения предлагаемых изменений именно в Налоговый кодекс. Например, применительно к обязательной маркировке товаров Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ были внесены изменения, определяющие основные понятия, в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", утвердившее Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и Положение о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В соответствии со статьей 14 Соглашения государства-члены Соглашения должны приступить к внедрению механизма прослеживаемости по истечении 12 месяцев с даты вступления Соглашения в силу, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за указанной датой. Из статьи 3 законопроекта, определяющей порядок вступления его в силу, не следует, что такой порядок согласовывается с моментом вступления Соглашения в силу.
Пункт 2 проектируемой статьи 105.32 Кодекса, устанавливающий, что перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утверждается Правительством Российской Федерации, не учитывает положения статьи 2 Соглашения, согласно которой прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией.
Проектируемая статья 105.35 Кодекса, предусматривающая обязанность налогоплательщиков уведомлять уполномоченный орган об имеющихся на дату вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации (изменений в него), предусмотренного пунктом 2 статьи 105.32 Кодекса, остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в срок не позднее 30 дней с указанной даты, не согласуется со статьей 4 Соглашения, предусматривающей, что в национальную систему прослеживаемости подлежат включению сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости, фактически находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее- Союз) на дату вступления в силу решения Евразийской экономической комиссии об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (внесении изменений в перечень).
Согласно пункту 3 проектируемой статьи 105.32 Кодекса прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, как с территории государств - членов Евразийского экономического союза, так и с территории иных иностранных государств. В то же время проектируемые статьи 105.33 и 105.34 Кодекса устанавливают порядок уведомления уполномоченного органа о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, лишь в случае перемещения их в государства и из государств - членов Евразийского экономического союза. Из законопроекта неясно, имеется ли такая обязанность у лиц, перемещающих товары, подлежащие прослеживаемости, при ввозе их на территорию Российской Федерации с территории иных иностранных государств и при вывозе на территорию иных иностранных государств.
Статья 105.36 Кодекса обязывает лиц, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, представлять в налоговый орган документацию по операциям с этими товарами, под которой данной нормой понимается отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляемый лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения таких обязанностей, (а в отдельных случаях, определенных данной нормой, также налогоплательщиками налога на добавленную стоимость), либо налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, содержащая сведения об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляемая налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Обращаем внимание, что статьей 80 Налогового кодекса под налоговой декларацией понимается заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Отражение в налоговой декларации иных сведений, не касающихся определения налоговых обязанностей налогоплательщика, Кодексом не предусмотрено.
Из пункта 4 статьи 105.37 Кодекса, предусматривающего обязанность лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, оформлять отгрузку товаров в электронной форме по формату, утвержденному уполномоченным органом, через оператора электронного документооборота, неясно, имеется ли у этих лиц обязанность оформления первичных учетных документов, указанных в статье 9 Федерального закона 06 декабря 2011 года "О бухгалтерском учете".
Также неясно, сохраняется ли за лицами, осуществляющими операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, право на выставление контрагентам счетов-фактур на бумажном носителе наряду с документами в электронном виде.
Проектируемая статья 129.15 Налогового кодекса устанавливает ответственность налогоплательщиков за непредставление налоговому органу в установленный срок (несвоевременное представление) документов, обязанности представления которых предусмотрены проектируемыми статьями 105.33 - 105.36 Кодекса, в виде штрафа в размере одной тысячи рублей за каждый непредставленный документ, при отсутствии признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.
Обращаем внимание, что имеющаяся статья 126 Налогового кодекса уже предусматривает ответственность за непредставление в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом, в частности, по пункту 1 названной статьи в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ, по пунктам 1.1, 1.2, 2, предусматривающим квалифицирующие признаки нарушений, в иных установленных этими нормами размерах.
Также следует отметить, что указание в данной норме на статьи 120 и 122 Кодекса как на альтернативные составы правонарушений некорректно с той позиции, что статья 120 Кодекса предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, статья 122 Кодекса - ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов), а из положений проектируемых статей 105.33 - 105.36 Кодекса не усматривается, что перечисленные в них документы являются документами бухгалтерского учета или документами, на основании которых подлежат исчислению налоги (сборы, страховые взносы), следовательно, их непредставление не может образовывать составов правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.
Проектируемая статья 129.16 Кодекса устанавливает ответственность за неотражение (неполное отражение, искажение) сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в документе об отгрузке товаров, в виде штрафа в размере одной тысячи за каждый счет-фактуру или за каждый документ об отгрузке товаров. Механизм выявления и фиксации данного нарушения представляется неясным с учетом того, что документы, указанные в данной норме, направляются контрагентам налогоплательщика, а не налоговому органу.
Также неясны и критерии определения размера устанавливаемого штрафа. Например, размер ответственности за схожее по своему содержанию нарушение, предусмотренное статьей 126.1 НК РФ (представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения), составляет 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверные сведения. При этом данная норма предусматривает также освобождение от ответственности в случаях самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок.
Употребляемые в статьях 105.32, 105.34, 105.35, 105.37 понятия "регистрационный номер партии товара" и "регистрационный номер товара" нуждаются в унификации.
Наименование законопроекта следует оформить следующим образом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации о создании национальной системы прослеживаемости товаров".
Иные замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.