Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 986957-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (о расширении механизмов осуществления заимствований для муниципальных образований)",
внесенный сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой, С.Н. Рябухиным, М.М. Ульбашевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 986957-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (далее - законопроект), внесенный сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой, С.Н. Рябухиным, М.М. Ульбашевым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", предусматривающие возможность в 2020 году в дополнение к случаям, предусмотренным пунктом 3 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с законом субъекта Российской Федерации устанавливать иные случаи предоставления из бюджета муниципального образования бюджету другого муниципального образования, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации, бюджетного кредита на срок до трех лет. При этом цели предоставления бюджетного кредита и размеры платы за пользование бюджетным кредитом будут устанавливаться муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете, из бюджета которого предоставляется бюджетный кредит.
Законопроектом также предусматривается, что предоставление, использование и возврат муниципальным образованием указанных бюджетных кредитов, полученных из местного бюджета, будет осуществляться в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование, из бюджета которого предоставлен бюджетный кредит, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ.
Согласно положениям пункта 3 статьи 93.3 БК РФ бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. При этом предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
В соответствии с подпунктом 37 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Таким федеральным законом является БК РФ, положения которого устанавливают общие требования к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в частности, установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
В соответствии со статьей 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает, в частности, право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих местных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, право органов местного самоуправления в соответствии с указанным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
По сути законопроектом предлагается ввести возможность предоставления в 2020 году горизонтальных бюджетных кредитов из бюджета одного муниципального образования бюджету другого муниципального образования, а не введение нового вида бюджетных кредитов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
Таким образом, в целях недопущения несвоевременного возврата бюджетных кредитов из местных бюджетов и существенного увеличения объемов муниципальных заимствований, с одной стороны, и обеспечения принципа самостоятельности местных бюджетов, с другой стороны, а также обеспечение соблюдения баланса финансовых интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в законопроекте необходимо предусмотреть, что определение иных случаев предоставления из бюджета муниципального образования бюджету другого муниципального образования бюджетного кредита (помимо случаев, установленных пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ), будет осуществляться муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется бюджетный кредит, но в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в указанных целях в законопроекте необходимо предусмотреть, что установление порядка предоставления, использования и возврата муниципальным образованием указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета другого муниципального образования, будет осуществляться муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, из бюджета которого будет предоставляться бюджетный кредит, но в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В целом принятие законопроекта позволит расшить возможности представления бюджетных кредитов из бюджета одного муниципального образования бюджету другого муниципального образования, что создаст условия для предоставления дополнительной финансовой поддержки тех муниципальных образований, в которых в 2020 году может существенно ухудшиться социально-экономической положение, а также условия для развития агломерационных процессов межу разными видами муниципальных образований.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.