Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу 7 июля 2020 года Правительством Российской Федерации.
Договор был подписан в городе Будапеште 30 октября 2019 года и направлен на создание правовой базы двусторонних российско-венгерских отношений в области социального обеспечения.
Нормы Договора распространяются на граждан Российской Федерации и Венгрии, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и подпадавших или подпадающих под действие их законодательства в отношении денежных обеспечений, включая членов семей указанных лиц, а также на беженцев и членов их семей.
Данный Договор, в первую очередь, направлен на упорядочение процедуры назначения и выплаты страховых, накопительных и социальных пенсий, а также пособий, в частности, по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также членам семьи в случае смерти застрахованного по этим причинам.
Основной принцип Договора - территориальное и правовое равенство - состоит в том, что денежное обеспечение, назначенное в соответствии с законодательством той Стороны, на территории которой оно было приобретено, не подлежит уменьшению, приостановлению или отмене в связи с проживанием застрахованного на территории другой Договаривающейся Стороны. При этом выплата денежного обеспечения продолжается назначившей его Стороной и в случае переезда застрахованного с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой для проживания. В случае переезда застрахованного на постоянное место жительства в третье государство Российская Федерация будет осуществлять выплату назначенной пенсии либо на своей территории, либо на территории Венгрии.
При определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации и при исчислении размера пенсии учитывается стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, исключая территории других бывших республик СССР и иных государств.
Договором определяются принципы распределения ответственности между Договаривающимися Сторонами по вопросам назначения и выплаты таких форм социального обеспечения, как пособия. В частности, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием осуществляется по законодательству и за счет средств того государства, где имел место несчастный случай или где в последний раз осуществлялась работа, которая могла вызвать профессиональное заболевание.
Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вследствие содержащихся в нем положений, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также в связи с тем, что в нем содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, кроме того, пункт 1 статьи 29 Договора предусматривает его ратификацию.
Реализация Договора не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Для целей реализации данного Договора, согласно информации, представленной Правительством Российской Федерации, планируется осуществить выплаты на пенсионное обеспечение граждан Венгрии за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (из общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) в 2021 году - 654,144 тыс.рублей (55,512 тыс.рублей в месяц), в 2022 году - 1 260,972 тыс.рублей и в 2023 - 1 544,136 тыс. рублей. Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием будут осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах общего объема расходов бюджета Фонда.
Ратификация настоящего Договора будет способствовать активизации российско-венгерских отношений в области социального обеспечения, а также повышению уровня социальной защищенности граждан как Российской Федерации, так и Венгрии.
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, венгерская Сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Договора в силу.
На основании вышеизложенного Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.