Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1033331-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения у малого бизнеса. Исходя из данных, представленных на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, по итогам 2018 года только в Ленинградской области число субъектов малого и среднего предпринимательства составило 59,5 тысячи единиц (реестр МСП от 10.12.2018), а плательщиков ЕНВД - более 31 тысячи (Форма N 5 ЕНВД 2018), то есть более половины применяют данный налоговый режим налогообложения. По Российской Федерации более 2 миллионов налогоплательщиков применяют ЕНВД, что составляет одну треть от общего числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства, которое немного превышает 6 миллионов (по состоянию на январь 2019 года).
Высокая востребованность ЕНВД у малого и среднего бизнеса связана с несколькими причинами.
Во-первых, упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета при применении ЕНВД позволяет субъектам малого предпринимательства самостоятельно вести бухгалтерский учет, не тратя на это дополнительные средства.
Во-вторых, финансовый размер налогового платежа по ЕНВД не зависит от суммы получаемого дохода, позволяет предпринимателям спланировать свои издержки и соблюдать налоговую дисциплину при уплате обязательных платежей в бюджетную систему.
В-третьих, ЕНВД возможно совмещать с другими режимами налогообложения, что дает возможность малым предприятиям развиваться за счет освоения новых направлений и видов предпринимательской деятельности, неся при этом минимальные издержки и риски.
Кроме того, ЕНВД - это один из немногих налоговых режимов, доходы от которого согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 100 процентов.
Именно как важный способ поддержки малого бизнеса, создания налоговых стимулов для его развития в усложнившихся экономических условиях и одновременно стабильный источник налоговых доходов для бюджетов муниципальных образований ЕНВД был сохранен и после 2018 года с продлением срока его действия до 2021 года (такие доводы были приведены в пояснительной записке к Федеральному закону от 2 июня 2016 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
В качестве возможных альтернативных ЕНВД специальных режимов налогообложения возможно применение введенной вместе с ЕНВД упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и наиболее близкой по механизму реализации - патентной системы налогообложения (далее - ПСН).
Однако анализ официальной статистики Федеральной налоговой службы Российской Федерации показывает все еще низкую востребованность ПСН у предпринимателей. В Ленинградской области данную систему налогообложения применяют только 1,5 тысячи индивидуальных предпринимателей, большая часть которых занята в сфере услуг. При этом есть муниципальные образования (в основном сельские поселения), где нет ни одного плательщика ПСН. Кроме того, ПСН при действующем правовом регулировании нельзя применять юридическим лицам, набор видов деятельности для этого режима налогообложения также ограничен.
Настороженное отношение малого бизнеса к УСН связано с неизбежными затратами на обеспечение ведения бухгалтерского учета при ее применении. Также важно учитывать, что в силу статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от этой системы налогообложения по нормативу 100 процентов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, что означает неминуемое возникновение выпадающих доходов местных бюджетов в случае массового перехода предпринимателей с ЕНВД на УСН. Помимо этого субъекты Российской Федерации крайне не активно реализовывали предоставленную им возможность по снижению налоговой ставки по УСН (при выбранном объекте налогообложения - доходы) с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение о продлении применения ЕНВД до 2024 года затрагивает интересы большого количества предпринимателей и местные бюджеты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.